Инго Маурер родился 12 мая 1932 года в семье рыбака и изобретателя на немецком острове Райхенау в Боденском озере. Вместе с четырьмя братьями и сестрами он рос здесь на свободе и в окружении природы, прежде чем получил образование типографа в близлежащем Констанце. С 1954 по 1958 год Мауэрер изучал графический дизайн в Мюнхене. Два года спустя он воспользовался возможностью приобрести профессиональный опыт в качестве графического дизайнера в Соединенных Штатах – в Нью–Йорке и Сан-Франциско - до 1963 года. Вернувшись в Германию, Маурер в 1966 году основал компанию «Design M», занимающуюся промышленным дизайном, под руководством которой разрабатывались, изготавливались и продавались на рынке его собственные светильники, пока они не были готовы к производству. «Лампочка», большая электрическая лампочка, была одним из его первых проектов, созданных в 1966 году, и сразу же была включена в постоянную коллекцию дизайна Музея современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке в 1969 году.
Любовь с первого взгляда
История создания настольных и торшерных ламп с лампочками столь же проста, сколь и оригинальна. Маурер рассказывает, что он работал в Венеции и вернулся в свой скромный хостел после замечательного ужина с бутылкой красного вина. Там его комнату освещала ‘голая’ лампочка. «Это было похоже на "coup de foudre" ("любовь с первого взгляда")!» - вспоминает Маурер. Все еще навеселе, он делает эскиз лампы, а на следующий день отправляется на поиски мануфактуры на Мурано, которая за полтора дня изготовит первый образец стекла. В Мюнхене к стеклу добавлена основа из прессованного металла. «Луковица родилась!»
Слезы рыбака
Но не всегда от первой идеи можно перейти к готовому объекту так быстро, как в случае с «Луковицей». «Некоторые идеяи я» вынашиваю «очень долго». Например, с «Лакриме дель Пескаторе». Харизматичный световой объект, состоящий из трех нейлоновых сеток, сотен кристаллов и прожектора, пожалуй, является его самым продолжительным проектом. «Я вынашивал эту идею десятилетиями, прежде чем осознал ее", - говорит Маурер. Конечно, еще и потому, что история, стоящая за этим световым объектом, связана с детством Маурера. Lacrime del Pescatore» – «Слезы рыбака» – дань уважения рыбацкой деревне на Боденском озере, где вырос Инго Маурер.
Ребрендинг и веерные светильники
Примерно в то же время, когда компания «Design M» прекратила свое существование и в Мюнхене появилась компания «Ingo Maurer Lighting GmbH», а именно в 1973 году, в моду вошли веерообразные светильники Maurer «Uchiwa». Вентиляторы для светильников изготовлены Сигэки-Саном, великим мастером по изготовлению вентиляторов, на традиционной фабрике по производству вентиляторов, использующей традиционные методы производства в Японии.
Инновационная система освещения
В 1984 году была разработана низковольтная система освещения «YaYaHo». Она состоит из двух горизонтальных металлических проводов и свободно перемещаемых световых элементов с галогенными лампами, которые могут быть индивидуально расположены и выровнены. Эта идея тоже созревала несколько лет, пока не была готова к серийному производству. Она была задумана во время новогоднего пребывания Маурера на Гаити. Говорят, что в новогоднее утро дизайнер по свету заметил огромную лампочку, припаянную непосредственно к проводке в небольшом квадрате. Маурер воплощает эту идею в своей нью-йоркской студии. Для первой визуализации Маурер и его команда начинают натягивать веревки. Инновационная система освещения «YaYaHo» становится образцом для многих подражателей.
От чистого сердца
В 1989 году Инго Маурер разработал настольную лампу «One From The Heart» в качестве свадебного подарка для друзей. Этот световой объект был настолько хорошо принят, что со временем был доведен до серийного производства и по сей день является неотъемлемой частью коллекции Ingo Maurer. Другими выдающимися работами Инго Маурера являются: ножки аиста «Бибиби» (1982) из красного пластика, пара крыльев «Лучеллино» (1992), подвесные светильники «Porca Miseria!« (1994) и «Zettel'z 5» (1997), а также работы Ализз Т. Купер (2008). С начала 1980-х годов Маурер сотрудничает с группой разработчиков, которые поддерживают его в реализации его идей.
Свет должен плавать!
За год до начала нового тысячелетия Маурер открывает свой первый выставочный зал в Нью-Йорке, а в 2009 году - второй, более крупный выставочный зал в Мюнхене, который также используется для проведения выставок. Помимо его собственных выставочных залов, выставочные стенды Инго Маурера, которые скорее можно назвать инсталляциями, на выставке Euroluce в Милане, Италия, или, например, на выставке "Свет и здания" во Франкфурте, Германия, являются легендарными. В дополнение к строгому формальному языку своих световых объектов, Маурер работает с их особым (световым) воздействием на людей. Тем не менее, у большинства людей есть светильники на четырех стенах, которые крепятся непосредственно к потолку или чуть ниже него. Только не для Инго Маурера. Его убеждение: свет должен парить!
Международные световые инсталляции
В 1990 году Инго Маурер начинает разрабатывать не только светильники, но и световые инсталляции для государственных и частных заказчиков. В этом контексте стоит упомянуть его арочные световые объекты на станции метро Westfriedhof в Мюнхене, созданные в 1998 году. Год спустя Маурер создает световую инсталляцию для модельера Иссея Мияке для его показа мод в Париже и разрабатывает световой объект для шоу-рума в Лондоне. Световые инсталляции и световые объекты для интерьера Атомиума в Брюсселе включены в программу Маурера по дизайну на 2006 год. Для Bodegas Vega Sicilia в винодельческом регионе Рибера-дель-Дуэро, Испания, в 2013 году компания Maurer разработала, среди прочего, дерево примерно восьмиметровой высоты и шестиметровой ширины, изготовленное из кортеновой стали, «Дерево», как называет его Маурер, возвышается над виноградными лозами как защитник и уже может быть различимым на расстоянии. Инго Маурер также работает в гостиничном секторе на международном уровне: «Летающие диски» для лобби и бара отеля Unique в Сан-Паулу (Бразилия) в 2016 году, так называемая «Золотая лента» для лобби отеля Seamarq в Канныне, Южная Корея, в 2015 году и «Маятник», почти двухметровый, тщательно отполированный маятник для роскошного отеля «The London Edition» в Лондоне, Англия.
Концепции освещения и цветовой гаммы в метро
Его концепция освещения подземки была встречена в Мюнхене с энтузиазмом и большим одобрением, поэтому с 2008 по 2009 год Маурер разрабатывает еще одну концепцию освещения и цветовой гаммы для станции Мюнхенского метрополитена Freiheit. Далее следуют решения по освещению следующих станций: Моосфельд (1999), Мариенплац (2015), Зендлингер Тор (2022), все в Мюнхене, а также семи станций городской железной дороги Карлсруэ в 2021 году. Другие его проекты в Мюнхене: световая инсталляция в оформлении магазина Sporthaus Schuster (2018) и световая концепция для мюнхенского жилого театра с инсталляцией Silver Cloud light в зимнем саду и красными светодиодными вывесками (2019). Список индивидуальных проектов и разовых предложений для частных клиентов и общественных зданий - как на национальном, так и на международном уровнях – огромен. Выставка начинается с осветительных решений для отеля Radisson Collection в Цинандали, Грузия, и не заканчивается «Полетом к маятнику мира» для Франкфуртской торговой ярмарки, Германия (обе в 2018 году).
Международные выставки
Проекты и предметы Инго Маурера представлены на многих выставках, в том числе на персональных выставках: «Инго Маурер: работа со светом» на вилле Stuck в Мюнхене (1992), «Licht licht» в музее Стеделийк в Амстердаме (1993), «Эфемерный визионер« Инго Маурера.Свет» в Музее современного искусства во Франкфурте, гастрольная выставка «Инго Маурер: свет, достигающий Луны», организованная Музеем дизайна Vitra в Европе и Японии (2002). 15 ноября 2019 года в Новом художественном музее откроется моноэкспозиция, на которой будет представлено более 80 работ дизайнера по свету. Инго Маурер больше не может сам открывать выставку. Он скончался до открытия выставки 21 октября 2019 года в Мюнхене.
«Любопытство и радость от новых вещей не зависят от возраста» – таково кредо Инго Маурера, которое также чувствуется в его дизайне. Вероятно, именно по этой причине его дизайнерские объекты настолько уникальны и абсолютно неподвластны времени.
Настольная лампа "Дон Кихот" 1989