Выставка «Шестидесятые. Слова и образы» соединит в себе прямую речь кинематографистов-шестидесятников со страниц журнала (интервью, статьи, сценарии), фото из фильмов из редакционной коллекции, обложки журнала в качестве образцов графики 1960-х, плакаты знаковых фильмов оттепели (из коллекций Госфильмофонда РФ и Музея кино), эскизы художников-постановщиков и фрагменты постановочных решений этих фильмов (из коллекций Музея кино и РГАЛИ), а также видеокомментарии сотрудников и читателей журнала тех лет. Все это позволит посетителям выставки погрузиться в полноценную изобразительную и словесную ткань эпохи. Параллельно самой выставке на сайте журнала «Искусство кино» будет запущен интернет-проект, который позволит также и читателям со всей страны окунуться в эпоху шестидесятых.
Модули выставки впервые на нескольких примерах подробно раскроют неразрывную связь киножурналистики, кинокритики и кинопроизводства. Материалы работы журнала «Искусства кино» в них будут показаны не просто как отражение кинематографа оттепели, но его активное формирование – от создания общественного мнения (поддержка работы М. Хуциева) до буквального «проталкивания» сценариев благодаря их печати (замысел «Андрея Рублева» А. Тарковского). Посетители выставки смогут окунуться в механику киножурналистской работы и с новой стороны посмотреть на историю создания ключевых произведений отечественного кинематографа. В свою очередь, эта работа журнала будет вписана в общую культурную историю периода и прокомментирована в рамках лекций, видео и цифровых материалов тогдашними и нынешними сотрудниками редакции «Искусства кино» с позиции современности.
Выставка проходит при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Музея кино, Мосфильма, Союзмультфильма и РГАЛИ.
Сайт мероприятия www.voznesenskycenter.ru
Расписание событий в рамках выставки:
16 ноября, 19:30–21:00
Лекция киноведа Натальи Баландиной «Михаил Калик: от соперника Тарковского до эмиграции»
Еще во ВГИКе студент Калик был арестован — за «террористические намерения». Это было в 1951 году. В 1954-м его восстановили на третьем курсе. В 1961-м он снял поэтический гимн оттепели — «Человек идет за солнцем». В 1968-м — реквием по оттепели, «Любить...». Он прожил 90 лет, 46 из них — в Израиле, и все это время продолжал снимать кино.
19 ноября, 19:30–21:30
Лекция «Редизайн журнала «Искусство кино» и Соломон Телингатер» киноведов Натальи Рябчиковой и Станислава Дединского
График-конструктивист Соломон Телингатер пришел в «Искусство кино» вместе со сменой команды и направления журнала после эпохального XX съезда партии в 1956 году. Его работа в журнале продолжалась всю оттепель — до конца 1960-х — и стала ярким отражением новых тем и забот советского кино, новых подходов к изображению действительности и к разговору об этом изображении.
29 ноября, 19:30–21:00
Лекция «Стеклянная гармоника», Хржановский и Шпаликов» киноведа и главного редактора журнала «Искусство кино» Станислава Дединского
Геннадий Шпаликов написал антиутопию об обществе, где тюремщики и их арестанты прогуливаются под ручку, палачи и их мертвые жертвы выпивают по ночам. Но работа над фильмом пришлась на 1968 год. Советские войска входят в Прагу, и «советский сюрреализм» Хржановского, даже в сильно измененном и оптимистическом виде не может выйти на советский экран.
5 декабря, 19:30–21:00
Лекция «Эйзенштейн, Алимов и цветной мультфильм «Вятская лошадка» кинокритика Николая Корнацкого
Новое оттепельное «Искусство кино» активно печатало классиков отечественного кинематографа, начиная с Сергея Эйзенштейна, способствуя возвращению его наследия. Художник-мультипликатор Сергей Алимов даже воплотил один из замыслов Эйзенштейна в жизнь. «Вятская лошадка» — практический семинар по анимированию замысла и эскизов цветного мультфильма Сергея Эйзенштейна (с возможным показом в финале редчайшей копии полочного мультфильма Сергея Алимова 1969 года).
11 декабря,19:30–21:00
Лекция «Хуциев, «Июльский дождь» и увольнение Людмилы Погожевой из журнала «Искусство кино» кинокритика Нины Цыркун
К концу 1960-х все больше фильмов оказывалось на полке или проходило долгий путь «исправлений» по пути к экрану. Поправки изымали важные для режиссеров темы, упрощали характерную для них форму. Сама поддержка неугодных «наверху» картин журналом «Искусство кино», благожелательные рецензии на них были признаны недостатком, подлежащим исправлению. Людмила Погожева, главный редактор журнала, руководившая им с 1956 года и превратившая «Искусство кино» в популярнейшее издание, была снята с должности. Но при чем здесь человек по имени Разумный?