После семи лет серьезной работы по реконструкции в Алматы (Казахстан) распахнул двери центр современной культуры «Целинный». Историческое здание бывшего советского кинотеатра преобразилось в современное культурное пространство — результат работы лондонского бюро под руководством архитектора Асифа Хана. Почти 6000 м² отреставрированных интерьеров и сопоставимая по площади ландшафтная зона задают новый стандарт для художественной жизни региона.



Концепция главного фасада в новой реконструкции строилась вокруг идеи воссоздать занавес, которым закрыт экран перед началом кинопоказа.



Благодаря нарративному дизайну фасада общий облик здания удачно сочетает современный взгляд с культурным наследием советской эпохи, создавая пространство, которое связывает советскую историю Центральной Азии с ее активным развивающимся будущим. Подход Асифа Хана сочетает структурное обновление с символическими жестами, создавая место, которое отражает многослойное прошлое Алматы и в то же время будет популярным местом у самой разнообразной публики.


История модернистского кинотеатра
Кинотеатр «Целинный» был построен в 1964 году по московскому проекту и реализован Ташкентским проектным институтом. «Целинный» сразу стал очень популярным местом досуга в столице Казахстана на тот период и одним из символов архитектуры эпохи «оттепели». Кинотеатр располагал огромным кинозалом на 1536 мест. В 1982 году кинотеатр посетило более двух миллионов человек.

Это был самый современный и технически оснащенный кинотеатр в Казахстане на тот период и один из крупнейших кинотеатров в СССР. Его главная особенность — панорамное остекление, через которое можно было увидеть знаменитое панно казахстанского художника Евгения Сидоркина.

За прошедшие десятилетия после развала СССР здание пришло в упадок, его монументальный зрительный зал был разделен на части, а исторические произведения искусства в технике сграффито — частично утрачены.

Реконструкция кинотеатра началась в 2017 году. Перед архитектурным бюро стояла сложная задача адаптировать здание 1964 года постройки к современному архитектурному стилю. Азуф Хан активно сотрудничал с казахстанским архитектором Зауре Айтаевой, чтобы стабилизировать здание, укрепить существующие несущие конструкции и защитить его от сейсмической активности, а также вернуть ему первоначальную пространственную четкость. Заново открытые произведения в техниен сграфитто советского художника Евгения Сидоркина были восстановлены, но в сдержанной палитре, что позволило этим произведениям гармонично сосуществовать с инсталляциями современного искусства.

В ходе реконструкции были устранены поздние перепланировки и переделки, но при этом была сохранена впечатляющая высота зрительного зала в 18 метров. Самые современные акустические решения и интегрированные системы теперь позволяют проводить различные выставки и перформансы. Непрерывная лента из нержавеющей стали и стекла опоясывает первый этаж, пропуская дневной свет и связывая интерьер с окружающим ландшафтом.

Северный и южный фасады декорированы новым «облачным пейзажем» с рельефными символами, заимствованными из казахского орнамента и древних петроглифов. Этот абстрактный язык проявляется в окнах, освещении и лестницах, незаметно привнося культурную идентичность и историю в современную архитектуру здания.


Ещё больше публикаций о дизайне, интересных международных конкурсах:
Подписывайтесь на наш новый канал в Telegram
новый профиль в VK
на наш новый канал в Дзене