Профессиональное дизайн-сообщество по всему миру сегодня вспоминает великого дизайнера Milton Glaser, ушедшему из жизни накануне.
Милтон Глейзер (Milton Glaser), графический дизайнер, изменивший язык американской визуальной культуры в 1960-х и 70-х годах с помощью своих ярких запоминающихся плакатов, журналов, обложек книг и пластинок, в частности плаката Боба Дилана 1967 года с психоделическими волосами и логотипом “I ♥ NY”, умер в пятницу 26 июня, в свой 91-й день рождения, на Манхэттене.
По словам его жены Ширли, причиной стал инсульт, также у него была почечная недостаточность.
Редакция Designnews.ru подготовила материал о выдающемся графическом дизайнере современности. Milton Glaser привнес остроумие, необычность, нарративность и профессиональное рисование в коммерческое искусство в то время, когда в рекламе доминировали суровые ограничения модернизма, с одной стороны, и уютный реализм журналов, таких как Saturday Evening Post, с другой.
В Push Pin Studios, которую он и несколько бывших одноклассников Cooper Union основали в 1954 году, он поднял дизайн на высокий уровень и, по сути открыл силу его влияния и новые стили, которые начали привлекать внимание журналов и рекламных агентств, главным образом через влиятельное рекламное издание студии Push Pin Almanack (позже переименованное в Push Pin Monthly Graphic).
”Мы были взволнованы самой идеей, что мы можем использовать что-либо в визуальной истории человечества в качестве влияния“, - сказал Милтон Глейзер, который разработал более 400 плакатов в течение своей карьеры, в интервью для книги ”The Push Pin Graphic: a Quarter Century of Innovative Design and Illustration“ (2004).
”Ар-нуво, китайская живопись, немецкая гравюра на дереве, американская примитивная живопись, Венский сецессион и карикатуры 30-х годов были бесконечным источником вдохновения”, - добавил он. ”Все то, к чему доктрина ортодоксального модернизма, казалось, относилась с презрением — орнаментальность, повествовательная иллюстрация, визуальная двусмысленность, — привлекало нас.”
Мистеру Глейзеру нравилось сочетать визуальные элементы и стилистические мотивы из самых разных источников. Для рекламы 1968 года для Оливетти он изменил картину 15-го века Пьеро ди Козимо, изображающую печальную собаку, и вставил последнюю портативную пишущую машинку итальянской компании у ног мертвой нимфы в оригинальное произведение искусства.
Для рекламного плаката Дилана, вошедшего в альбом 1967 года "Bob Dylan's Greatest Hits", он создал простой контур головы певца, основанный на черно-белом автопортрете силуэте Марселя Дюшана, и добавил толстые, волнистые полосы цвета для волос, формы, которые он заимствовал из исламского искусства.
Почти шесть миллионов плакатов нашли свой путь в дома по всему миру. Бесконечно воспроизводимый образ стал одним из главных визуальных символов эпохи.
”I ♥ NY", его логотип для кампании 1977 года по развитию и продвижению туризма в штате Нью-Йорк, стал практически национальной валютой. Набросанный красным карандашом на обратной стороне конверта во время поездки в такси, знак был напечатан черными буквами шрифтом с плавными утолщениями, с вишнево-красным сердцем, заменяющим слово “любовь"."Почти сразу же логотип стал мгновенно узнаваемым символом Нью-Йорка, таким же узнаваемым, как Эмпайр-Стейт-Билдинг или Статуя Свободы.
“Я поражен тем, что случилось с этой маленькой, простой сделанной из ничего идеей”, - сказал мистер Глейзер The Village Voice в 2011 году.
После терактов в сентябре. 11 сентября 2001 года футболки с эмблемой продавались тысячами, так как гости города ухватились за нее как за способ выражения солидарности. Милтон Глейзер разработал модифицированную версию — “я люблю Нью-Йорк больше, чем когда-либо”, с темным обгоревшим краем на сердце, - которая была распространена в качестве плаката по всему городу и воспроизведена на первой и последней полосах "Дейли Ньюс" в сентябре. 19.
Милтон Глейзер родился 26 июня 1929 года в Бронксе в семье эмигрантов из Венгрии Юджина и Элеоноры (Бергман) Глейзер. Его отец владел химчисткой и швейной мастерской, мать была домохозяйкой.
Когда Милтон был маленьким мальчиком, старший кузен нарисовал птицу на бумажном пакете, чтобы позабавить его. "Внезапно я чуть не упал в обморок от осознания того, что вы можете создать жизнь с помощью карандаша”, - сказал он Inc. журнал За 2014 год. “И в тот момент я решил, что именно так и проведу свою жизнь.”
Он брал уроки рисования у Рафаэля и Мозеса Сойера, художников-социалистов, прежде чем поступить в среднюю школу музыки и искусства в Манхэттене (ныне Высшая Школа музыки и искусства и исполнительского искусства имени Фиорелло Х. Ла Гуардиа). Дважды провалив вступительные экзамены в институт Пратта, он работал в компании по разработке упаковки, прежде чем был принят в Купер-Юнион для развития науки и искусства.
Находясь в Купер-Юнионе, он и его одноклассники-Сеймур Чваст, Эдвард Сорел и Рейнольд Раффинс - арендовали часть лофта в Гринвич-Виллидж и создали компанию "дизайн плюс". Они завершили один проект: пробковые коврики с шелковым экраном, которые они продали в универмаг Wanamaker.
Окончив Cooper Union в 1951 году и работая в рекламном отделе журнала Vogue, Милтон Глейзер получил стипендию Фулбрайта в Академии Изящных Искусств в Болонье, Италия, где он изучал офорт и натюрморты художника Джорджо Моранди и, в академической манере, рисовал гипсовые слепки. Этот опыт оставил его горячим приверженцем дисциплины рисования и был противником заимствованных (клипартовских) изображений и коллажей в дизайнерской работе.
"Дизайнер, который должен полагаться на вырезание чужих изображений и перестановки для создания эффектов, который не может сам достичь конкретного изображения или идеи, которую он хочет нарисовать, находится в беде”, - сказал он журналу Graphis в 1960 году.
Вернувшись в Нью-Йорк, Мистер Глейзер возобновил сотрудничество со своими бывшими однокурсниками, которые создали Push Pin Almanack, чтобы рекламировать их работу и позволить им экспериментировать. Когда они основали Push Pin Studios в 1954 году, мистер Глейзер был назначен ее президентом. Студия быстро получила признание благодаря своим ярким цветам, сюрреалистическим сочетаниям и преувеличенным, приплюснутым формам, которые можно было увидеть в книжных обложках (Мистер Глейзер разработал все обложки для серии Signet Classic Shakespeare), журнальных иллюстрациях, обложках пластинок, телевизионных рекламных роликах и типографии.
В 1957 году он женился на Ширли Гертон, своей заместительнице в компании по разработке упаковки, которая впервые наняла его. Супруги сотрудничали над детскими книгами “если бы у яблок были зубы” (1960), “Альфазеды” (2003) и “большая гонка” (2005). У мистера Глейзера, который жил в Манхэттене и Вудстоке, штат Нью-Йорк, осталась жена.
Милтону Глейзеру, которого Newsweek однажды назвал “одним из немногих гениев в имиджмейкерской профессии”, приписывали создание пухлого мультяшного стиля, известного как “Желтая подводная лодка”, популяризированного анимационным фильмом 1968 года "Битлз", но который раньше начали практиковать в студии Push Pin с конца 1950-х годов.
Мистер Глейзер объединил усилия с редактором Clay Felker в 1968 году, чтобы основать New York magazine, где он был президентом и директором по дизайну до 1977 года, разрабатывая уникальный визуальный формат, который в значительной степени сохранился до сих пор. Вместе со своим другом Джеромом Снайдером, художественным руководителем “Сайентифик Америкэн”, он написал бюджетную колонку "андеграундный гурман" для "The New York Herald Tribune", а позже и для "New York magazine". Эта колонка породила одноименный путеводитель в 1966 году и ”подпольную кулинарную книгу для гурманов" в 1975 году.
Мистер Глейзер основал собственную дизайнерскую фирму "Милтон Глейзер Инкорпорейтед" в 1974 году. Через год он покинул студию Push Pin, как раз когда ему предложили собственную выставку в Музее Современного Искусства.
“В какой-то момент нас приняли, и как только это происходит, все становится менее интересным”, - сказал он в интервью для “Graphic Design in America: A Visual Language History”, выставки в Walker Art Center в Миннеаполисе в 1989 году.
Он был нанят британским магнатом Джеймсом Голдсмитом в 1978 году для перепроектирования интерьеров, экстерьеров и упаковки сети супермаркетов Grand Union, которую только что приобрел Мистер Голдсмит. Мистер Глейзер разработал несколько проектов для ресторатора Джо Баума, особенно запомнился большой кухонный фуд-корт на первом этаже здания Всемирного торгового центра, перепроектирование в 1990-х годах окон на мир и радужная комната в Рокфеллер-центре.
В 1983 году вместе с Уолтером Бернардом г-н Глейзер основал WBMG, издательскую дизайнерскую фирму, которая обновила десятки газет и журналов в Соединенных Штатах и за рубежом, включая Washington Post и O Globo в Бразилии. Позже он и Мистер Бернард сотрудничали над историей своей дизайнерской работы "Mag Men: 50 Years of Making Magazines", которая была опубликована в декабре.
Ему всегда удавалось оставаться в курсе событий. В конце 1980-х он разработал логотип AIDS для Всемирной организации здравоохранения и логотип и упаковку для Brooklyn Brewery, используя заглавную букву B, вдохновленную старыми Бруклинскими Доджерами. Он разработал логотип для пьесы Тони Кушнера, получившей Пулитцеровскую премию “Ангелы в Америке“, и плакаты к 50-летию Vespa в 1996 году и к заключительному сезону телесериала” Безумцы " в 2014 году.
Милтон Глейзер издал много своих книг, например, “The Milton Glaser Poster Book” (1977), “Art Is Work” (2000) и “Drawing Is Thinking” (2008), он преподавал в течение многих лет в Школе визуальных искусств в Манхэттене. Он был героем документального фильма 2008 года " Милтон Глейзер: информировать и восхищать.”
В 2004 году он получил награду за достижения от Национального музея дизайна Купера-Хьюитта (ныне Музей дизайна Купера Хьюитта Смитсоновского института), а в 2009 году стал первым графическим дизайнером, получившим Национальную медаль искусств.
“Я человек, который имеет дело с визуальным материалом, что бы это ни было — архитектура, объект, набор тарелок, обои — прямо сейчас я делаю футболки”,— сказал он Эйлин Куан и Брин Смит для своей книги “Двадцать на восемьдесят: разговоры о жизни в архитектуре и дизайне” (2016).
“Я много знаю о том, как все выглядит, и, как следствие, я пытаюсь понять, как много из этого мира я могу охватить.”