Русский дизайн: от государственных директив к общественно-сетевой инфраструктуре

  • Новости дизайна
  • 21.07.2022
  • 2238 просмотров

Проблемы российского дизайна хорошо известны. Широкая публика не знает ни одного дизайнера, кроме Артемия Лебедева. Производственные предприятия не вполне понимают, зачем вещам вообще нужен хоть какой-то внешний вид и функциональность. Население скорее думает о ценах, чем об эстетике. К этому примыкают проблемы образования, аттестации и трудоустройства дизайнеров, а также отсутствия внятной стратегии развития со стороны регулирующих органов. Союз Дизайнеров России решил не дожидаться помощи от Минпромторга и самостоятельно подготовил дорожную карту развития индустрии до 2030 года. 

Как и положено стратегическим документам, дорожная карта ставит амбициозные цели. Так, доля дизайна в ВВП России к 2030 году должна достигнуть 6 трлн рублей. Для сравнения: Министерство культуры рассчитывает, что таков будет объем всех креативных индустрий. Спрос на дизайн должен увеличится в десять раз, а число занятых в сфере дизайна — до 2 млн человек. В России должны появиться новые премии, образовательные программы и даже своя дизайн-платформа в духе Behance.

Кому адресована дорожная карта

К сожалению, из всех индустриальных инициатив Минпромторг поддержал только новую премию в сфере дизайна. В отрасли это многие восприняли как оскорбление. По словам президента Союза Дизайнеров Виталия Ставицкого, существующая минпромторговская стратегия развития дизайна и инжиниринга никак не сказывается на функционировании индустрии. «Программа есть, финансирование есть, результат — ноль», — констатировал он.

Дорожная карта Союза Дизайнеров России адресована не чиновникам Минпромторга, а самому профессиональному сообществу, бизнесу и региональным корпорациям развития, заметил член экспертного совета Союза Дизайнеров России Максим Кузин: «Сильные региональные сообщества дизайнеров есть, например, в Удмуртии, на Урале, в Красноярском крае». 

Мягкий подход с опорой на саму индустрию и регионы не вполне устроил министра экономического развития Иркутской области Наталью Гершун. По ее словам, подобные планы обычно не срабатывают ввиду отсутствия административных инструментов «принуждения к дизайну». В самом деле, государство могло бы попросту обязать крупные производственные предприятия привлекать специалистов по технической эстетике. Например, объявить о том, что продукция, идущая на экспорт, должна в обязательном порядке включать то или иное отечественное дизайнерское решение. Подтвердить наличие дизайна, по ее мнению, можно было бы специальным сертификатом, и тогда промышленники буквально будут бегать за дизайнерами, уговаривая посотрудничать.

Категорически против такого подхода выступил президент Федерации интеллектуальной собственности Сергей Матвеев: «Мы уже проходили это при реализации стратегии инновационного развития. “Понуждение к инновациям” широко практиковалось — от государственных корпораций требовали срочно стать инновационными, вводились KPI по внедрению инновационных решений, патентам и прочему. И аргументы были точно такими же: теперь за высокотехнологичными стартапами все будут бегать. В итоге показатели инновационного развития и экспорта высокотехнологичной продукции остались прежними. А сальдо внешнеторгового баланса и патентная активность вообще просели. Рецессия патентования по “завершению периода понуждения” достигла практически трети от общего объема и стала самым сильным, беспрецедентным падением с момента прекращения существования СССР». 

По словам Сергея Матвеева, от традиционной российской авторитарной модернизации сверху пора переходить к более органической модели развития: объяснять, убеждать, разговаривать с людьми. Пусть не за десять лет, а за 100 что-то обязательно изменится: «Вспоминая известную фразу “Верхи не могут, низы не хотят”, можно сказать, что со сферой дизайна ситуация другая: низы как раз хотят».

Дизайнеры и индустриальные партнеры

Ключевая проблема промышленного дизайна — как соединить идеи с производством? У небольших предприятий зачастую просто нет денег на конкурентоспособные конструкторские решения для своей продукции. Крупные предприятия порой плохо себе представляют, как именно им поможет качественный промобразец, и не знают, к кому за ним обратиться. Исторически Россия сильна в «оборонке» и товарах двойного назначения. Но для того, чтобы всерьез работать с железнодорожной, авиационной промышленностью, производителями вертолетов, дизайнерское бюро должно располагать серьезным ресурсом, это должна быть компания со штатом более 100 человек. Однако таких в России почти нет. 

Недостаток инвестиций приводит к тому, что высокотехнологичные компании вроде производителя медицинских роботов Neurorobotics попросту не могут достроить машину, которая помогла бы 500 000 детей с ДЦП в нашей стране. «Нам не по карману услуги акул индустрии вроде SmirnovDesign. А другие не могут выполнить то, что нам нужно. Мы сделали робота, восстанавливающего хождение человека. Он лучше и дешевле иностранных аналогов. Но элементарный подвес было сделать некому. В результате наше государство вместо 12 млн тратит 56 и покупает иностранных роботов», — рассказала гендиректор компании Наталья Кондрашова.

Тем не менее в некоторых регионах удается выстроить необходимые производственные цепочки. «В Красноярске местное предприятие производит алюминий, местные предприятия что-то из него делают, например интерьеры для московских трамваев. Соответственно, им нужны промышленные дизайнеры. Ирония в том, что меня, например, с этими местными дизайнерами познакомила компания Italdesign. Изначально российские предприятия привлекали иностранные компании, те в свою очередь нанимали российских специалистов, а потом эта цепочка несколько сократилась», — отметил Максим Кузин.

Образование, трудоустройство и прозрачное портфолио

Если верить дорожной карте, российские вузы выпускают 19 500 дизайнеров ежегодно. Если верить ПФР, трудоустраиваются из них 4%. Разумеется, дело в том, что большинство выпускников становятся самозанятыми фрилансерами. Но как собрать информацию об этих людях? А главное, как объяснить чиновникам, что дизайн важен, если доступны только такие неутешительные цифры? Может быть, составить какой-то реестр?

С этой проблемой связана другая. Это может показаться невероятным, но в среде промышленных дизайнеров до сих пор есть шарлатаны и самозванцы, которые выдают себя за серьезных специалистов, не имея даже профильного образования. Никто не мешает человеку называть себя промдизайнером в СМИ и тем более в социальных сетях. Директор Института дизайна и архитектуры Сибирского федерального университета Евгений Зыков даже допускает, что подобный лжедизайнер может обманом навязать свои услуги индустриальному партнеру. 

Впрочем, Максим Кузин сомневается, что последнее возможно в серьезных экономически емких отраслях: «Там проводится огромная проверка, используются формы с сотней параметров. Если ты не профессионал, тебя, вероятнее всего, отсеют еще на этапе скоринга. Именно так сформировалась монополия на дизайн интерьеров самолетов, который делают почти исключительно Design Q, PriestmanGoode и, если очень повезет, Pininfarina или Italdesign».

Однако помимо формальных условий допуска к проекту или очередного барьера в форме какой-либо аттестации есть иной способ одновременно разобраться, кто дизайнер, а кто нет, и собрать статистику по занятости в отрасли. Этот критерий связан с интеллектуальной собственностью, уверен Сергей Матвеев. «Дизайнер — не тот, кто так себя назвал или получил такое образование, а тот, кто создает интеллектуальную собственность, стоимость которой отражается в стоимости выпущенной продукции. Если индустрия научится работать с правами, будет видна реальная цепочка: кто автор, кто лицензиат и сколько людей работают в индустрии», — отметил он.

Общественно-сетевая инфраструктура, в которой фиксировались бы права на результаты интеллектуальной деятельности и сделки с такими правами, могла бы одновременно играть роль публичного портфолио и статистического инструмента. Механизмы фиксации прав позволили бы определить и лидеров рынка, и лидеров сообщества, а сама инфраструктура стала бы образцом самоорганизации индустрии.

Ещё больше публикаций о дизайне, интересных международных конкурсах:
Подписывайтесь на наш новый канал в Telegram
новый профиль в Instagram
новый профиль в VK
на нашу страницу в FB

Реклама
Новости дизайна

Все новости

В тренде 🔥
Реклама