29 июня 2019 года, в 13-й Международный день промышленного дизайна, в «Гиперкубе» прошли публичные сессии 4 выпуска проекта «Дни промдизайна в Сколково». Куратором проекта выступает руководитель направления Culture&Science Фонда «Сколково» Елена Пантелеева. Лайн-ап программы в этом году составили Владимир Рунге (СКБ «Зенит»), Энцо Форнаро (ADI), Николай Моисеев (Final Frontier Design), Владимир Шипилов («Октава»), Тимур Бурбаев («Студия Артемия Лебедева»), Сергей Смирнов (SmirnovDesign), Глеб Визель (Wiesel Design), Ирина Жданова («Масштаб»), Ярослав Рассадин (независимый промышленный дизайнер), Александр Ненашев (БВШД / бизнес-школа Сколково), Виталий Ставицкий (Союз дизайнеров России) и Виктор Клименко (НОЦ «Сибирский центр промышленного дизайна и прототипирования» ТГУ). Дискуссионные площадки стали местом встречи ведущих мировых и отечественных экспертов в области робототехники и IT, эргономики космического пространства, агротехнологий, биомедицины и транспорта.
Официально старт проекту «Дни промдизайна в Сколково» был дан 26 июня, в первый день работы дизайн-хакатона – уникального формата, нацеленного на установление контактов между разработчиками инновационных продуктов и молодыми специалистами в области промышленного дизайна. Над заданиями резидентов «Сколково» – «СНОУБАЙК», aeroXo, INSYTE Electronics, Powerinspace, SBIbank и «МИРП-ИС» – работало 115 дизайнеров в составе 31 команды. На главной сцене «Гиперкуба» были выбраны победители; партнеры предоставили 5 отличившимся командам возможность принять участие в конференции AUTODESK University и российском финале премии Lexus Design Award Russia Top Choice.
Утро публичной программы 29 июня началось с дизайн-диалога между директором по развитию Московского музея дизайна Ольгой Дружининой и выдающимся советским художником-конструктором, инициатором мировой «зенитомании» Владимиром Рунге. «Труды Владимира Рунге являются библией для тех, кто сегодня трудится в области дизайна, в том числе и для участников дизайн-хакатона», – подчеркнула куратор Елена Пантелеева. Беседа была посвящена не только становлению системы дизайна в СССР, но и изменению подхода к обучению, диверсификации промышленности и особенностям взаимодействия современных дизайн-студий и заводских коллективов. «Деятельность дизайнера – коллегиальная, – убежден Владимир Рунге. – Именно благодаря тесным связям ВУЗов с заводами удалось превратить „секретные шпионские камеры“ в технику для космической съемки и любительские аппараты, выпускавшиеся миллионами экземпляров, включенные в Книгу рекордов Гиннеса и массово экспортировавшиеся за рубеж». Ольга Дружинина представила первую книгу новой серии «Библиотека ММД» – «Владимир Рунге. От „Горизонта“ до „Зенита“», а у гостей мероприятия была возможность получить автограф и лично побеседовать с легендой оптико-механической промышленности.
Деловую программу проекта «Дни промдизайна в Сколково» открыла стратегическая сессия «Особенности глобального и национального дизайна: как заработать, изобретая завтра». Модератором выступил Олег Перцовский, директор по операционной работе кластера энергоэффективных технологий Фонда «Сколково», с которым проект «Дни промдизайна в Сколково» в 2019 году впервые выступил на международной выставке BATIMAT. Член экспертного совета по инжинирингу и промышленному дизайну при Минпромторге России, президент Союза дизайнеров России Виталий Ставицкий начал разговор с определения стадий 4.0 (развитие технологий) и 5.0 (государственная поддержка) в промышленном дизайне и подчеркнул, что в России сохраняется огромный разрыв между образованием, государственными задачами и пониманием значимости дизайна как реперной точки экономики. Олег Перцовский рассказал о существующих в Сколково грантовых программах на получение дизайн-проекта и приобретение ПО для дизайн-разработок, а зарубежный эксперт Энцо Форнаро, представитель Союза дизайнеров ADI в России и странах Балтии, в качестве возможного решения привел пример итальянской программы поддержки предприятий, принимающих на стажировку недавних выпускников и студентов, давая возможность вырасти в составе крупной команды.
Руководитель бюро «Wiesel Design» Глеб Визель выразил сомнения в эффективности государственных директив о развитии, утверждая, что будущее – за маленькими независимыми дизйан-агентствами; в ответ эксперт Минэкономразвития по развитию дизайна в Российской Федерации Сергей Смирнов (SmirnovDesign) поделился деталями государственной дорожной карты: в ближайших планах – субсидирование площадок «Сколково», развитие бесплатной опции разработки дизайна для промышленного продукта и переориентирование 50% военного производства на гражданское. К дискуссии присоединились дизайн-директор «Tinkoff» Давид Исаханян, доказавший, что на основе дизайн-концепции можно и нужно проводить апгрейд технической составляющей, и руководители двух сколковских стартапов, Василий Быков («Самокат Шеринг») и Мария Кошелева («ЛЕД-Инновации»), чей опыт показал: для нахождения баланса между производительностью инженеров и дизайнеров стоит чаще прибегать к услугам молодых специалистов и делать ставку на простоту, узнаваемость и серийность.
В продолжение разговора о сокращении разрыва между образованием и производством с динамичной лекцией «Новые возможности в среде дизайн-образования для начинающих дизайнеров и студентов» выступил эксперт премии Lexus Design Award Russia Top Choice 2020, арт-директор студии Артемия Лебедева и руководитель направления «Промышленный дизайн» Школы дизайна НИУ ВШЭ Тимур Бурбаев. Дизайнер поделился 7 постулатами, которые помогли ему подняться на вершину профессионального мастерства: это любопытство, воспитание вкуса, изучение английского, грамотный менеджмент подписок, восхищение своей профессией, ориентация на активных практиков и следование принципу «люди важнее идей». Аудитория с энтузиазмом восприняла рекомендации Бурбаева по самообразованию через Youtube-каналы, такие как The Futur, Bang Bang Education, Design Prosmotr, Readymag и The School of Life.
Новым форматом проекта стала питч-сессия и выставка «Истории успеха», куратором которой выступил дизайн-директор тульского завода «ОКТАВА» Владимир Шипилов. Свои кейсы представили пять стартапов «Сколково», для которых грамотное дизайнерское решение оказалось залогом стремительного выхода на российский и международный рынок и привлечения крупных инвестиций: Watts Battery (резидент кластера «Энерготех», проект: персональная электростанция), HoverSurf («Космос», проект: летающий мотоцикл), «Электротранспортные технологии» («Ядертех», автономные транспортные системы «Матрешка»), «СпортМедПрибор» («Биомед», прибор функциональной диагностики Scanme) и CINEMOOD («ИТ-кластер», детский проектор «Мультикубик»). За счет изменения облика продукта упростились компоновка и производство, сформировалась база для дальнейшего развития серии, открылись новые каналы продаж и в разы повысилась окупаемость бизнеса, доведя оборот компаний до сотен миллионов рублей. «Дизайнер вполне способен стать драйвером продукта, – утверждает Владимир Шипилов. – В каждом проекте он зазвучал по-разному, разной была и степень участия дизайнера – от звена команды до приглашенного эксперта. Но в итоге каждая история – о том, как научиться быть эмпатами».
На кейс-сессии «Эргономика частного космоса. Версии инженера и дизайнера» проектный менеджер направления «Космические технологии» Фонда «Сколково» Иван Косенков дал краткий обзор достижений человекоориентированной космонавтики и анонсировал появление станций следующего поколения, первых надувных и сборных модулей, строительства на базе материалов, добываемых на поверхности космического объекта. Посетителям представилась уникальная возможность узнать о проектировании перчаток и ботинок для работы в космосе из уст единственного дизайнера российского происхождения, сотрудничающего с NASA – Николая Моисеева (Final Frontier Design). Заключив 9 контрактов с Национальным управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства, Final Frontier Design приступает к испытаниям нового макета скафандра. В завершение сооснователь лаборатории «Стратонавтика» Денис Ефремов выступил с докладом о российском стратосферном туризме, актуальная задача которого – создать скафандр многоразового использования на базе моделей компании «Звезда» и тем самым снизить стоимость индивидуального билета в космос с $50 млн до $100 тысяч.
Параллельно в зале «Мастерская» проходил ключевой ежегодный формат проекта – «Школа клиента», созданная для обмена опытом среди разработчиков, дизайн-стартапов и высокотехнологичных компаний. С презентациями выступили менеджер проекта по городским вертикальным теплицам ключевого партнера Сколково – компании «Panasonic Россия» Нажия Хамитова, коммерческий директор АО НПФ «КВАНД-АСХМ» Наталия Суязова, представитель компании-резидента кластера «Энерготех» «О3-ИННОВАЦИЯ» Елена Беликова и коммерческий директор «ГРУППЫ О3» Леонид Белоцерковский. На примере переосмысления городских пространств, применения методов эргономики в коммерческой авиации и использования арт-объектов для трансляции миссии компании обсуждалась роль дизайнера в создании новых ценностей. Преподаватель Британской высшей школы дизайна и бизнес-школы Сколково Александр Ненашев вовлек участников в интерактивный диалог «Перепроектируем всё! Дизайн как универсальный подход к разработке решений».
Завершила программу кейс-сессия «Кому нужен промышленный дизайн?» с участием основателя студии «Масштаб» Ирины Ждановой, aрт-директора студии «Иппиарт» Дмитрия Назарова, генерального директора резидента Сколково «НАСТЭК» Ильи Котова и директора НОЦ «Сибирский центр промышленного дизайна и прототипирования» ТГУ Виктора Клименко. Вместе с куратором Еленой Пантелеевой они обсудили острый вопрос понимания роли дизайна в повышении качества жизни и сформулировали главные тенденции развития промышленности и общества: инвестиции привлекают медицина, транспорт и спецоборудование, рынок разработок движется от продуктов B2B к решениям B2C, а для программирования потребительского поведения необходимо понимать: при том, что появление новых медиа провоцирует спрос на новые гаджеты, интеграционные сервисы и развитие человеко-машинных интерфейсов, в эпоху повышенной мобильности клиент продолжает ценить комфорт, безопасность и доступность. Девиз проекта «Дни промышленного дизайна»–2019 – «Вся власть – дизайну!» – помог успешно сформировать повестку завтрашнего дня.