На Российской креативной неделе эксперты обсудили экономику промышленного дизайна и ее влияние на конкурентоспособность российских компаний. Цифры говорят сами за себя: правильно интегрированный с промышленным продуктом дизайн способен сократить срок его окупаемости с 9 до 2–3 лет, увеличить выручку на 20% и повысить проходимость городских пространств на 20%.
На Российской креативной неделе эксперты обсудили экономику промышленного дизайна и ее влияние на конкурентоспособность российских компаний. Цифры говорят сами за себя: правильно интегрированный с промышленным продуктом дизайн способен сократить срок его окупаемости с 9 до 2–3 лет, увеличить выручку на 20% и повысить проходимость городских пространств на 20%.
Евгений Маслов, шеф-дизайнер ТМХ: «Промышленный дизайн – инструмент по улучшению жизни людей»
Для ТМХ экономика промышленного дизайна – это пример лидерства и создания будущего для целой отрасли. «Результат работы дизайнера не только в эстетике. Если говорить об экономике, то цель – сделать такой продукт, который выживет и победит в конкурентной среде».
Промышленный дизайн не только про «красивое», он оптимизирует производство, с его помощью можно создать целую продуктовую линейку в едином стиле по оптимальной цене.
Еще один эффект от инсталляции промышленного дизайна в процесс создания продукта – позитивное влияние на градообразующие предприятия. «Улучшается имидж заводов, мы видим, что молодежь остается работать на местах, а не уезжает в большие города. Этот эффект сложно измерить деньгами, но он точно очень ценный, его воздействие будет ощутимо и через много лет», - подчеркнул Евгений Маслов.
Любой продукт, созданный с помощью профессиональных дизайнеров, помогает продвигать имидж компании. Порой это становится важнее экономических показателей.
«Дизайн – эстетический лифт и работа целой команды. ТМХ не просто создает новые модели подвижного состава, мы работаем с учетом единой эстетической концепции, «Бренда ДНК» – все наши продукты соединяются в единую линейку, узнаваемую, яркую, любимую пассажирами», отметил Евгений Маслов.
Дмитрий Мареев, основатель и руководитель студии FORMA Industrial Design: «Главный конкурент дизайнера – не другой дизайнер, а отсутствие дизайн в принципе»
Даже самый хороший товар требует рекламы и продвижения. Пока основным конкурентом промышленного дизайнера является не другой дизайнер, а отсутствие дизайна в процессе создания продукта. Инженеры и конструкторы создают правильные с технической точки зрения вещи. Но далеко не всегда могут сделать то, что с радостью будет использовать человек.
«Зачем что-то менять? Все и так прекрасно работает!», - таким принципом до сих пор руководствуются некоторые компании.
Но обратный пример есть – теплоход «Пальмира». Он пришел на смену советским речным трамвайчикам с открытой и закрытой палубами, где, в зависимости от погоды, эксплуатировалась одновременно только одна половина судна. В «Пальмире» благодаря сдвижной крыше можно эффективно использовать 100% палубы, что сокращает срок окупаемости с 9 до 2-3 лет.
Другой пример – низкопольные автобусы, которые позволяют пассажирам быстрее выходить и совершать посадку. За счет чего ускоряется пассажирообмен и уменьшаются простои на остановочных пунктах.
«Промышленный дизайн - важный инструмент маркетинга. Ведь при прочих равных, при одинаковых свойствах продукта, покупатель выбирает тот, что удобнее и выглядит лучше, а стоит меньше. По мере развития конкуренции, дизайн (в самом широком смысле) выходит на первой план – эстетика, легенда бренда, тактильные ощущения, запахи», - отметил Дмитрий Мареев.
По словам Дмитрия, есть 4 уровня работы промышленного дизайнера над продуктом:
- Улучшение «малой кровью», когда в почти готовое изделие точечно вносятся небольшие улучшения или ведется работа с цветом.
- Стайлинг – внутренние компоненты не меняются, а корпус разрабатывается с нуля.
- Сначала разрабатывается дизайн процесса, а уже под новую концепцию подбираются компоненты и создается стиль.
- Дизайн-менеджмент – все управленческие решения по продукту принимаются исходя из потребностей пользователя.
Никита Лычагин - старший промышленный дизайнер Яндекса: «Дизайнер проектирует будущее»
В Яндексе есть уже несколько продуктов автономного транспорта. Роботы-доставщики, которые ездят и развозят заказы. Автономное такси, которое в тестовом режиме совершает поездки по нескольким локациям. И, конечно, автономные грузовики, которые занимаются доставкой между городами. А недавно появилось направление робота-гуманоида.
«Мы по-настоящему проектируем будущее. Еще 10 лет назад никто не мог представить и визуализировать себе роботов, которые будут доставлять заказы. Теперь это реальность», - сказал Никита Лычагин.
По его словам, сейчас в индустрии сложилась уникальная ситуация – с одной стороны, новые продукты меняют само восприятие городского пространства. А с другой – сама среда задает векторы для развития. Главная задача дизайна – сформировать образ тех продуктов, которых еще нет, а для этого нужно задавать самим себе много вопросов, на которые не существует готовых ответов.
«Дизайн у нас строится на 3 вопросах: зачем? Что? Как? От идеи до производства», - подчеркнул Никита Лычагин.
И вопрос «Зачем?» – ключевой, потому что он определяет, что мы должны спроектировать, чтобы улучшить жизнь людей.
Максим Кузин - инженер и промышленный дизайнер, директор по исследованиям и разработкам Kuzin Machinery: «Дизайнер сегодня – это универсальный специалист»
«Мы наблюдаем сейчас большой дефицит конструкторских ресурсов. Дизайнеры порой выполняют задачи конструкторов и инженеров и должны обладать и эстетическим и техническим видением продукта» - такими словами начал дискуссию Максим Кузин.
Решая геометрическую задачу, дизайнер не забывает об эстетике. Этим он экономит время и ресурсы компаний. Студия становится поставщиком геометрического моделирования, которое позволяет оптимизировать производственный процесс.
Максим Кузин привел в пример кейс по созданию дизайн-кода техники для компании Интек, которая занимается производством промышленной робототехники.
В результате сотрудничества с дизайнерами получилось расширить линейку заказов компании и увеличить поставки. В итоге выручка выросла на 20%.
Дизайн-код как инструмент развития территорий
По словам модератора сессии Евгении Ежиковой, советника генерального директора Лаб 20/50, даже в городской среде дизайн напрямую влияет на экономику: «Только изменение навигации и табличек повышает проходимость пространств на 20%. В магазинах растет выручка, а горожанам комфортно. Дизайн работает не хуже, чем маркетинговые бюджеты».
Дискуссия «Улучшить старое или создать новое. В чем новая экономика промышленного дизайна?» состоялась в рамках Российской креативной недели. В ней приняли участие Евгений Маслов (ТМХ), Дмитрий Мареев (FORMA Industrial Design), Никита Лычагин (Яндекс), Максим Кузин (Kuzin Machinery). Модератор — Евгения Ежикова (Лаб 20/50).
Запись дискуссии https://creativityweek.ru/program/meeting/1005.
Ещё больше публикаций о дизайне, интересных международных конкурсах:
Подписывайтесь на наш новый канал в Telegram
новый профиль в VK
на наш новый канал в Дзене