Нынешнее время принято определять аббревиатурой VUCA – понятие, описывающее непредсказуемую, быстро меняющуюся среду. VUCA — это акроним, объединяющий четыре характеристики: volatility — изменчивость; uncertainty — неопределенность; complexity — сложность; ambiguity — неоднозначность. Быстрый темп развития технологий, изменения в информационной и медийной сферах, устаревание знаний, профессий и прогнозов, а также необходимость освоения большого объема информации, социальных ролей и междисциплинарных знаний делают прогнозирование сложным и неопределенным.
Если мы взглянем на ситуацию столетней давности, мы обнаружим параллели с концом XIX - началом XX века. Именно в этот период стало явным значение такой деятельности, как «дизайн». Школы Баухауз и ВХУТЕМАС, авангардные движения и другие подходы к работе с реальностью и поискам новых решений привели к появлению новых образов жизни, окружающей среды, жилища и предметов. Когда старая реальность перестает справляться и разрушается привычная повседневность людей, социальных институтов и бизнеса, наступает эпоха возрождения и строительства мира, основанного на смысле, сути человека, его душе, светлых сторонах и функциональных потребностях. В этот момент на первый план выходят те, кого мы называем «дизайнеры», предлагающие новые визии и перспективы.
Российские компании и институты приняли решение активно развиваться и инвестировать в свое будущее. Это означает наступление эпохи самопроектирования и определенности. Мы существуем. Мы творим. Мы едины. Мы проектируем то, что раскрывает светлые стороны души и сущности человека.
Дизайнеры создают среду, коммуникацию, предметы, устройства, транспорт, одежду, свет, звук и концепции (в будущем - воплощение всего перечисленного). Если говорить простыми словами, дизайн - это проект, а дизайнеры - проектировщики. Вплоть до начала 90-х годов в России дизайн назывался "технической эстетикой" и был одним из мировых лидеров, создавая актуальную среду, предметы, устройства, плакаты, концепции и прочее. Само слово "дизайн" считалось в СССР капиталистическим.
Дизайнеры — это профессионалы, способные дать толчок бизнесу в нашу эпоху. Они могут стать инициаторами нового восприятия бренда, технологий и клиентов, предложить стратегию, которая приведет к успеху ваших продуктов, услуг и решений на рынке, определит ниши и укрепит лояльность партнеров и пользователей. Ведущие российские компании осознают роль дизайна как неотъемлемого инструмента развития. В качестве стратегии они выбирают дизайн. Среди таких компаний: "Объединенная судостроительная корпорация", которая понимает важность дизайна в развитии судостроительной отрасли; Камаз - крупнейшая автомобильная корпорация; Часовой завод "Ракета"; компания "Геоскан" - ведущий производитель беспилотников в России; а также цифровые корпорации - Сбербанк, Яндекс и МТС.
Мы предполагаем, что мощь дизайна и его способность создавать решения и оживлять стратегии определяется тем, что дизайн – это эмпатия, эмоция и решение.
Дизайн – это эмпатия.
Умение почувствовать клиента, способность проникнуть в его осознаваемое и бессознательное – это основная компетенция и талант проектировщика. Предполагаем, что наши дизайнеры успешны и могут это делать, потому что обучение их и практика сочетает несколько важных моментов: дизайнеры – это исследователи, очень глубокие и системные. Дизайнеры используют научные методы, потому что количество экспериментов, которые они проводят в процессе создания, опирается на вполне себе научный принципы эксперимента – все считается, фиксируется, проверяется. Дизайнеры способны к альтернативному восприятию и познанию от научного - к познанию с помощью художественных образов, с помощью искусства. К тому самому познанию через искусство, который Юрий Михайлович Лотман, создатель семиотики, которого Умберто Эко считал своим учителем, называл «особым способом понимания мира». В одной из современных диссертаций автор насчитал двадцать уровней эмпатии, можно себе представить, как глубоко можно познать другого человека, прожить и прочувствовать его. Очевидно, дизайнеры способны на достаточно глубокое понимание клиента и его латентных, неосознаваемых потребностей.
Дизайн – это эмоция.
Жить, делать и мыслить без эмоций невозможно. Именно эмоции дают человеку энергию для жизни и деятельности. Медицинские исследования доказывают, что если у человека «вышла из строя» часть головного мозга, которая отвечает за эмоции, он ничего не хочет и не действует. Выходит, что высказывание «я мыслю, следовательно, я существую» Декарта требуется скоректировать, с учетом современных знаний о мозге человека. Скорее «я чувствую, следовательно, я существую» пишет Виктория Кравченко, доктор философских наук, автор монографии «Симфония человеческой культуры».
Любая вещь, коммуникация, интерьер, созданный дизайнером, нацелен на то, чтобы при взаимодействии с ним, у человека возникало переживание, эмоция. Мы не будем сейчас уходить в долгую тему размышлений о соотношении животных и цивилизационных эмоций человека. Мы просто зафиксируем, что одна из важнейших характеристик дизайнера как профессионала в том, чтобы спроектированная им вещь, давала человеку возможность испытать эмоцию. А значит получить дополнительную энергию. Именно в этом секрет того, что эстетичные, красивые вещи дают нам прилив энергии, желание быть лучше, дают ощущение полета и счастья. Некрасивые предметы, убитые дворы и общественные пространства, серые улицы, разбитые фонари, страшные заборы – забирают у нас силы и понижают нам настроение. Ничто так не дает ощущение наполненности и желания новых профессиональных побед, как правильно спроектированный офис. И это, кстати, тоже стратегия многих компаний, которые понимают важность позитивных эмоций своих людей.
Светлана Круталевич, член Союза Дизайнеров России, дизайнер для пространств офисов РВК и Общественной палаты, Московского Экспортного Центра, отмечает: «Дизайн – это, действительно, про эмоции. Любой интерьер всегда вызывает какие-то эмоции у человека. Задача специалистов в этой области – опираться на конечного пользователя, понимать, для кого мы делаем дизайн. У нас в России много людей, которые выросли на открытых территориях, для них открытые территории – это безопасность. Отсюда и популярность концепции open space, обусловленной правильным построением процессов, для таких людей такие пространства воспринимаются эмоционально комфортно. Поэтому надо понимать с каким человеком мы работаем, откуда он, какие его культурные корни, семейные ценности.»
Дизайн – это решение.
Дизайнер создает то, что работает и решает функциональные задачи. Всегда. Наши промышленные дизайнеры часто имеют инженерное образование, используют ТРИЗ, владеют глубоко пониманием подходов к созданию современных материалов. Мир становится все более сложным, а эту сложность дизайнер способен воплотить в простое функциональное решение. Клиент с помощью дизайнера должен решить свой запрос. Посмотрите, как удобны и просты интерфейсы, созданные UX дизайнерами. Как удобно нам пользоваться московским метро, благодаря навигации от студии Артемия Лебедева. Система навигации сократила время на ориентацию в пространстве, мы получили больший комфорт и удобство.
Посмотрите, какими красивыми становятся наши города, когда туда приходят простые и эффективные решения для пространств. Парк Горького, за арт-дирекшн которого денно и нощно отвечает член Союза Дизайнеров России, Алексей Баранов – это место, в котором вы всегда можете восстановить ваше ресурсное состояние и получить состояние наполненности и смысла.
Посмотрите на Красноярский аэропорт, пространство которого позволяет решить эффективно все запросы пассажира: пожалуй, лучшая в России навигация в аэропорту, пространство чистой зоны, которое гарантирует содержательное время препровождение, погружает в Сибирь и ее людей, прекрасные функциональные зоны отдыха. Разработчики дизайна аэропорта – команда «Арт- стиль» Игорь Башкатов, руководитель одной из крупнейших дизайн компаний в России, и Александр Шинкаренко, член Союза Дизайнеров России, арт-директор. Благодаря их работе, Красноярск как город стал невероятно функционален, красив и прост в использовании. Надпись Енисейская Сибирь, Институт Гастрономии Поля Бакюза при СФУ, айдентика Универсиады – все это «Арт –стиль».
Дизайнер, способный работать над стратегическими задачами, это тот человек, который понимает мировой и русский код культуры и проектирования, проживает особенности нашей цивилизации и народа. Он обладает всем тем, что важно в эпоху пересборки реальности и управления сложностью. С точки зрения проекта «Фабрика дизайна», мы отмечаем, что для дизайнера-стратега важно: глубокое знание своего направления (средового, промышленного или коммуникационного дизайна) и следующие мягкие навыки:
- эмоциональный интеллект —способность к пониманию коммуникаций, эмпатия.
- организаторские способности, критическое мышление, способность работать в команде, постоянно искать и обучаться, быть на фронтире технологий, уметь делать сборку.
- способность быть открытым к междисциплинарности, новой информации, смотреть на проблему с разных точек зрения.
- Способность к реализации концепции адаптивности, то есть способности быстро приспосабливать к изменяющейся среде свои компетенции и решения.
На первый взгляд, красивый новый словарь, однако, с точки зрения исторического материализма, мы наблюдали эти процессы и компетенции сто лет назад.
«Фабрика дизайна 2.0» работает над тем, чтобы транслировать эти компетенции от лидеров нашей индустрии, шеф-дизайнеров и дизайн-директоров, стратегов компаний национальных чемпионов в дизайне – нашим молодым командам. Исследуем, понимаем, создаем.
Виталий Ставицкий, Президент Союза Дизайнеров России
Валерий Хорохордин, советник президента Союза Дизайнеров России в Сибирском федеральном округе, креативный директор дизайнерско-исследовательского бюро GDT
Ещё больше публикаций о дизайне, интересных международных конкурсах:
Подписывайтесь на наш новый канал в Telegram
новый профиль в Instagram
новый профиль в VK
на нашу страницу в FB
на наш новый канал в Дзене