Дизайн-стратегии: от эпохи неопределенности к эпохе возрождения

  • Новости дизайна
  • 26.06.2023
  • 1097 просмотров

Нынешнее время принято определять аббревиатурой VUCA – понятие, описывающее непредсказуемую, быстро меняющуюся среду. VUCA — это акроним, объединяющий четыре характеристики: volatility — изменчивость; uncertainty — неопределенность; complexity — сложность; ambiguity — неоднозначность. Быстрый темп развития технологий, изменения в информационной и медийной сферах, устаревание знаний, профессий и прогнозов, а также необходимость освоения большого объема информации, социальных ролей и междисциплинарных знаний делают прогнозирование сложным и неопределенным.

Если мы взглянем на ситуацию столетней давности, мы обнаружим параллели с концом XIX - началом XX века. Именно в этот период стало явным значение такой деятельности, как «дизайн». Школы Баухауз и ВХУТЕМАС, авангардные движения и другие подходы к работе с реальностью и поискам новых решений привели к появлению новых образов жизни, окружающей среды, жилища и предметов. Когда старая реальность перестает справляться и разрушается привычная повседневность людей, социальных институтов и бизнеса, наступает эпоха возрождения и строительства мира, основанного на смысле, сути человека, его душе, светлых сторонах и функциональных потребностях. В этот момент на первый план выходят те, кого мы называем «дизайнеры», предлагающие новые визии и перспективы. 

Российские компании и институты приняли решение активно развиваться и инвестировать в свое будущее. Это означает наступление эпохи самопроектирования и определенности. Мы существуем. Мы творим. Мы едины. Мы проектируем то, что раскрывает светлые стороны души и сущности человека. 

Дизайнеры создают среду, коммуникацию, предметы, устройства, транспорт, одежду, свет, звук и концепции (в будущем - воплощение всего перечисленного). Если говорить простыми словами, дизайн - это проект, а дизайнеры - проектировщики. Вплоть до начала 90-х годов в России дизайн назывался "технической эстетикой" и был одним из мировых лидеров, создавая актуальную среду, предметы, устройства, плакаты, концепции и прочее. Само слово "дизайн" считалось в СССР капиталистическим. 

Дизайнеры — это профессионалы, способные дать толчок бизнесу в нашу эпоху. Они могут стать инициаторами нового восприятия бренда, технологий и клиентов, предложить стратегию, которая приведет к успеху ваших продуктов, услуг и решений на рынке, определит ниши и укрепит лояльность партнеров и пользователей. Ведущие российские компании осознают роль дизайна как неотъемлемого инструмента развития. В качестве стратегии они выбирают дизайн. Среди таких компаний: "Объединенная судостроительная корпорация", которая понимает важность дизайна в развитии судостроительной отрасли; Камаз - крупнейшая автомобильная корпорация; Часовой завод "Ракета"; компания "Геоскан" - ведущий производитель беспилотников в России; а также цифровые корпорации - Сбербанк, Яндекс и МТС. 

Мы предполагаем, что мощь дизайна и его способность создавать решения и оживлять стратегии определяется тем, что дизайн – это эмпатия, эмоция и решение. 

Дизайн – это эмпатия.
Умение почувствовать клиента, способность проникнуть в его осознаваемое и бессознательное – это основная компетенция и талант проектировщика. Предполагаем, что наши дизайнеры успешны и могут это делать, потому что обучение их и практика сочетает несколько важных моментов: дизайнеры – это исследователи, очень глубокие и системные. Дизайнеры используют научные методы, потому что количество экспериментов, которые они проводят в процессе создания, опирается на вполне себе научный принципы эксперимента – все считается, фиксируется, проверяется. Дизайнеры способны к альтернативному восприятию и познанию от научного - к познанию с помощью художественных образов, с помощью искусства. К тому самому познанию через искусство, который Юрий Михайлович Лотман, создатель семиотики, которого Умберто Эко считал своим учителем, называл «особым способом понимания мира». В одной из современных диссертаций автор насчитал двадцать уровней эмпатии, можно себе представить, как глубоко можно познать другого человека, прожить и прочувствовать его. Очевидно, дизайнеры способны на достаточно глубокое понимание клиента и его латентных, неосознаваемых потребностей.

Ярослав Рассадин,  мини-проектор Cinemood для детей может менять чехлы в зависимости от желаний и настроения ребенка

Кресло Модернус Belsi Home

Дизайн – это эмоция. 
Жить, делать и мыслить без эмоций невозможно. Именно эмоции дают человеку энергию для жизни и деятельности. Медицинские исследования доказывают, что если у человека «вышла из строя» часть головного мозга, которая отвечает за эмоции, он ничего не хочет и не действует. Выходит, что высказывание «я мыслю, следовательно, я существую» Декарта требуется скоректировать, с учетом современных знаний о мозге человека. Скорее «я чувствую, следовательно, я существую» пишет Виктория Кравченко, доктор философских наук, автор монографии «Симфония человеческой культуры».

Любая вещь, коммуникация, интерьер, созданный дизайнером, нацелен на то, чтобы при взаимодействии с ним, у человека возникало переживание, эмоция. Мы не будем сейчас уходить в долгую тему размышлений о соотношении животных и цивилизационных эмоций человека. Мы просто зафиксируем, что одна из важнейших характеристик дизайнера как профессионала в том, чтобы спроектированная им вещь, давала человеку возможность испытать эмоцию. А значит получить дополнительную энергию. Именно в этом секрет того, что эстетичные, красивые вещи дают нам прилив энергии, желание быть лучше, дают ощущение полета и счастья. Некрасивые предметы, убитые дворы и общественные пространства, серые улицы, разбитые фонари, страшные заборы – забирают у нас силы и понижают нам настроение. Ничто так не дает ощущение наполненности и желания новых профессиональных побед, как правильно спроектированный офис. И это, кстати, тоже стратегия многих компаний, которые понимают важность позитивных эмоций своих людей.

Татьяна Репина, кухня LоLо

Олег Семенов, изделия для Императорского фарфорового завода

Светлана Круталевич, член Союза Дизайнеров России, дизайнер для пространств офисов РВК и Общественной палаты, Московского Экспортного Центра, отмечает: «Дизайн – это, действительно, про эмоции. Любой интерьер всегда вызывает какие-то эмоции у человека. Задача специалистов в этой области – опираться на конечного пользователя, понимать, для кого мы делаем дизайн. У нас в России много людей, которые выросли на открытых территориях, для них открытые территории – это безопасность. Отсюда и популярность концепции open space, обусловленной правильным построением процессов, для таких людей такие пространства воспринимаются эмоционально комфортно. Поэтому надо понимать с каким человеком мы работаем, откуда он, какие его культурные корни, семейные ценности.»

Дизайн – это решение.
Дизайнер создает то, что работает и решает функциональные задачи. Всегда. Наши промышленные дизайнеры часто имеют инженерное образование, используют ТРИЗ, владеют глубоко пониманием подходов к созданию современных материалов. Мир становится все более сложным, а эту сложность дизайнер способен воплотить в простое функциональное решение. Клиент с помощью дизайнера должен решить свой запрос. Посмотрите, как удобны и просты интерфейсы, созданные UX дизайнерами. Как удобно нам пользоваться московским метро, благодаря навигации от студии Артемия Лебедева. Система навигации сократила время на ориентацию в пространстве, мы получили больший комфорт и удобство.

Посмотрите, какими красивыми становятся наши города, когда туда приходят простые и эффективные решения для пространств. Парк Горького, за арт-дирекшн которого денно и нощно отвечает член Союза Дизайнеров России, Алексей Баранов – это место, в котором вы всегда можете восстановить ваше ресурсное состояние и получить состояние наполненности и смысла.

фото: сообщество Парк Горького во Вконтакте

Посмотрите на Красноярский аэропорт, пространство которого позволяет решить эффективно все запросы пассажира: пожалуй, лучшая в России навигация в аэропорту, пространство чистой зоны, которое гарантирует содержательное время препровождение, погружает в Сибирь и ее людей, прекрасные функциональные зоны отдыха. Разработчики дизайна аэропорта – команда «Арт- стиль» Игорь Башкатов, руководитель одной из крупнейших дизайн компаний в России, и Александр Шинкаренко, член Союза Дизайнеров России, арт-директор. Благодаря их работе, Красноярск как город стал невероятно функционален, красив и прост в использовании. Надпись Енисейская Сибирь, Институт Гастрономии Поля Бакюза при СФУ, айдентика Универсиады – все это «Арт –стиль».

Дизайнер, способный работать над стратегическими задачами, это тот человек, который понимает мировой и русский код культуры и проектирования, проживает особенности нашей цивилизации и народа. Он обладает всем тем, что важно в эпоху пересборки реальности и управления сложностью. С точки зрения проекта «Фабрика дизайна», мы отмечаем, что для дизайнера-стратега важно: глубокое знание своего направления (средового, промышленного или коммуникационного дизайна) и следующие мягкие навыки:

  1. эмоциональный интеллект —способность к пониманию коммуникаций, эмпатия.
  2. организаторские способности, критическое мышление, способность работать в команде, постоянно искать и обучаться, быть на фронтире технологий, уметь делать сборку.
  3. способность быть открытым к междисциплинарности, новой информации, смотреть на проблему с разных точек зрения.
  4. Способность к реализации концепции адаптивности, то есть способности быстро приспосабливать к изменяющейся среде свои компетенции и решения.

Михаил Рыжов, финалист «Фабрики дизайна» с проектом для часового завода «Ракета»

На первый взгляд, красивый новый словарь, однако, с точки зрения исторического материализма, мы наблюдали эти процессы и компетенции сто лет назад.

«Фабрика дизайна 2.0» работает над тем, чтобы транслировать эти компетенции от лидеров нашей индустрии, шеф-дизайнеров и дизайн-директоров, стратегов компаний национальных чемпионов в дизайне – нашим молодым командам. Исследуем, понимаем, создаем.

Виталий Ставицкий, Президент Союза Дизайнеров России
Валерий Хорохордин, советник президента Союза Дизайнеров России в Сибирском федеральном округе, креативный директор дизайнерско-исследовательского бюро GDT

Ещё больше публикаций о дизайне, интересных международных конкурсах:
Подписывайтесь на наш новый канал в Telegram
новый профиль в Instagram
новый профиль в VK
на нашу страницу в FB
на наш новый канал в Дзене

Реклама
Новости дизайна

Все новости

В тренде 🔥
Реклама