«Титан», принадлежащий и управляемый компанией OceanGate Expeditions, впервые начал доставлять людей к месту затопления Титаника в 2021 году. Его рекламировали за дизайн, который включал корпус из композитного углеродного волокна и удлиненную камеру для экипажа и пассажиров — отход от более традиционных сферических форм кабины и полностью титановой конструкции.
Компания OceanGate делала акцент на преимуществах конструкции Titan из углеродного волокна и титана как «более легкой по весу и более эффективной и маневренной, чем другие глубоководные аппараты», эксперты говорят, что углеродные композиты имеют ограниченный срок службы при чрезмерных нагрузках или плохой конструкции, что приводит к концентрации точек напряжения.
Катастрофа подводного аппарата «Титан» поднимает вопросы о том, было ли судно, исследующее обломки «Титаника», обречено на катастрофу из-за своей экспериментальной конструкции и отказа его создателя пройти проверки безопасности, которые являются стандартными в отрасли.
Эксперты говорят, что обитаемый отсек, в котором находятся люди в большинстве подводных аппаратов, имеет сферическую форму, потому что давление воды одинаково на все точки круглой поверхности. Пространство для пилота и пассажиров «Титана» было больше и имело более вытянутую цилиндрическую форму.
Профессор Высшей школы океанографии Университета Род-Айленда, который не был на «Титане», но совершил несколько глубоководных погружений на батискафе «Alvin» (подводном аппарате, эксплуатируемом океанографическим институтом Вудс-Хоул в Массачусетсе) отметил, что в сферической форме нет горячих точек стресса, и нет очевидного места, где стресс выше (точки напряжения конструкции), чем в любом другом месте конструкции.
Батискаф Alvin
Батискаф Alvin. Конструкция и размещение пассажиров внутри сферы.
Экспериментальный прочный корпус «Титана» из углеродного волокна был спроектирован и изготовлен в рекордный 6-недельный срок.
Длина 6,7 метров, вес 10,5 тонн. Больший внутренний объем «Титана», расчитанный в первую очередь на туристов — хотя в нем все равно могли разместиться максимум пять человек — был рассчитан, по словам создателей, для погружений на глубину до 4 километров, «с достаточным запасом прочности», но эти расчеты не были подтвержденны сертификационными испытаниями.
Камера заднего вида батискафа Титан. Камера заднего вида позволяет пилоту пристыковать Titan к подводной платформе после завершения погружения. Затем платформа и подводная лодка поднимаются на поверхность.
61-летний Стоктон Раш, генеральный директор OceanGate Expeditions и пилот Titan, который был среди погибших, сказал, что не хочет «увязать» в подобных стандартах.
В то время как OceanGate и ее основатель усиленно рекламировали уникальную конструкцию глубоководного аппарата «Titan» из композитных материалов и титана как «более легкую по весу, более эффективную и мобильную, чем другие глубоководные аппараты”, эксперты сделали заключение, что углеродные композиты имеют ограниченный срок службы при чрезмерных нагрузках или плохой конструкции, что приводит к концентрации напряжений и при высоком давлении способных вызвать мгновенное катастрофическое разрушение, подобное взрыву, направленному внутрь аппарата.
Rush использует контроллеры PlayStation для управления электрическими двигателями Titan, балластной системой и множеством видеокамер высокой четкости для управления. Запасного управления, на случай отказа PlayStation на батискафе не было.
Инновации помноженные на безрассудство, амбиции и что уж говорить корысть довольно рискованная формула. Многие могут сказать, что без этого невозможен технический прогресс, но в данном случае прогресса не наблюдается, а на поверхность вышло безрассудство, недостаточные компетенции в проектировании и пренебрежение расчетами, испытаниями и как следствие безопасностью.
Гибель Титана и его пассажиров так же выявила проблемы в регулировании глубоководных исследований.
Место гибели Титаника и теперь еще и Титана, расположено в сотнях километров от побережья в нейтральных водах, именно то место, где рисковые предприниматели и богатые туристы, которые помогают финансировать их мечты, могут обойти законы и условности. По крайней мере, до этой катастрофы.
Помимо конструктивного безрассудства в этой катастрофе есть что-то мистическое, начиная от названия батискафа, которое имеет преемственность с названием британского парохода и заканчивая своей миссией – доставка к месту гибели парохода «Титаника».
В фотогралерее ниже показан процесс спуска батискафа Титан в воду:
Ещё больше публикаций о дизайне, интересных международных конкурсах:
Подписывайтесь на наш новый канал в Telegram
новый профиль в Instagram
новый профиль в VK
на нашу страницу в FB
на наш новый канал в Дзене