Управление выбором, на первый взгляд, скорее аналитическая, но не прикладная задача – однако именно специалист по тому, как «сделать красиво», становится сегодня тем самым программным инженером продукта, на плечи которого ложится ее решение, и только он, суммируя информацию обо всех характеристиках и запросах, способен дать адекватный ответ. Его исследовательские навыки и способность четко определить болевую точку производства и эксплуатации и представляют собой истинное приобретение заказчика, решившего вложить средства в профессионально разработанный дизайн промышленного продукта, будь то новейшие элементы гейм-индустрии или комфортабельные средства передвижения. В дискуссии на площадке Гиперкуба Инновационного центра «Сколково» приняли участие четыре эксперта – дизайнеры, производители и ученые: основатель студии промышленного дизайна «Масштаб» Ирина Жданова, арт-директор студии промышленного дизайна «Иппиарт» Дмитрий Назаров, генеральный директор компании «НАСТЭК» (резидента «ИТ-кластера» Сколково) Илья Котов и директор НОЦ «Сибирский центр промышленного дизайна и прототипирования» Томского государственного университета Виктор Клименко.
Легендарная студия «Масштаб» работает с заказчиками разного уровня – и отмечает, что при этом не разнятся ни стоимость работ, ни платежеспособность компаний. И стартап, и крупный бизнес научились понимать, что для выхода на рынок необходим качественный дизайн, который стоит своих денег. Это уверенно свидетельствует о том, что в индустрии наконец наметился поворот от старых установок на понимание дизайна как исключительно эстетической составляющей и переход к осознанию социальной ценности продукта и важности его эргономических свойств. «Дело не в компаниях, а в персоналиях, – подчеркнула Ирина Жданова. – Лучшие заказчики – те, кто не отягощен советским бэкграундом или стремится его влияние преодолеть». В качестве примера подобной работы с клиентом она привела разработку нового облика для снегохода российского производства. Как это часто случается, сотрудничество с дизайн-студией началось уже на том этапе, когда разработчики располагали работающим прототипом, внешний вид которого был далек от того, что готов купить потребитель. Главной задачей было создать узнаваемый облик транспортного средства, который бы отличался от предложений других производителей, но при этом оставался на том же уровне и позиционировал модель в соответствующем сегменте рынка – и, по словам Ждановой, им это удалось. На создание образца ушло полгода, причем значительную часть времени заняло изучение опыта лучших мировых производителей, истории дизайна снегоходов и осуществленных за последние 20 лет изменений. Итоговый концепт был представлен на выставке в Финляндии и достойно смотрелся в ряду зарубежных «коллег».
Примером редизайна одного из наиболее классических видов транспорта – отечественного плацкартного вагона – поделился Дмитрий Назаров. Несмотря на то, что изначально интерьер вагона был разработан одним из лучших дизайнеров за всю историю СССР, создателем и бессменным руководителем Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики Юрием Соловьевым, в ОАО «РЖД» убедились: в XXI веке потребности клиентов эволюционировали настолько, что настало время перемен. «Плацкарт – это социальное явление. Здесь люди взаимодействуют друг с другом», – расставил акценты арт-директор. Ежегодно этим способом передвижения пользуется 66% пассажиров дальнего следования – в сумме это составляет 72 миллиона человек, то есть половину населения страны.
Студия «Иппиарт» начала с уточнения запросов конечных пользователей и провела потребительское исследование, в ходе которого определила наиболее проблемные элементы экипировки вагона: отсутствие лестницы для подъема на верхнюю полку, душа, мест для переодевания и зарядки гаджетов, неудобство в использовании бойлера и доступе к питьевой воде. В текущем варианте интерьера для доступа к верхним полкам предлагалось использовать боковые упоры и усиленную конструкцию стола, а для изоляции личного пространства – простыни; теперь же в вагонах появятся шторки и лестинцы, аналогичные тем, что можно встретить в комфортабельных зарубежных хостелах, а также карманы для удерживания заряжающихся устройств и дополнительные розетки, чтобы закрыть потребность пассажиров всегда оставаться на связи и пользоваться привычными цифровыми сервисами. Дмитрий Назаров подчеркнул, что больше всего студию волновала дистанция между руководством компании-заказчика, дизайнером и конечным потребителем: в случае, если бы возникли разногласия, аргументировать свою позицию и вносить коррективы было бы крайне сложно. Команда продемонстрировала свои разработки спустя полгода после заключения контракта, и их аналитическое решение успешно прошло проверку.
Генеральный директор компании «НАСТЭК» Илья Котов поделился историей поиска промышленного дизайна для игровой перчатки TAU Tracker на основе разработанного компанией трекера. Однако для получения пригодного образца понадобился год и 10 миллионов рублей, что немало для стартапа. «Мы думали, что получим образец перчатки в апреле, а в итоге он был готов лишь на днях, в июне», – поделился Котов. Отсутствие дизайн-решения стало главным препятствием для выхода на рынок и монетаризации продукта. Путь компании был полон проб и ошибок: вначале коллеги пытались найти дизайнера среди знакомых, затем – на рынке, но каждый новый подрядчик устранял лишь часть проблем, и до идеала было по-прежнему очень далеко. В итоге «НАСТЭК» выступил в качестве заказчика на дизайн-хакатоне проекта «Дни промдизайна в Сколково», предложив решить поставленную задачу талантливым студентам. Как и в начале пути, сейчас разработчики по-прежнему твердо стоят на позиции предпочтения российских дизайнеров, задумываясь в том числе и об усилении практической части дизайн-образования: тренировки на реальных задачах позволят молодым специалистам лучше понять потребности высокотехнологичных компаний и научат вырабатывать оптимальное решение, устраивающее и производителя, и пользователя.
Линию Ильи Котова продолжил директор НОЦ «Сибирский центр промышленного дизайна и прототипирования» Виктор Клименко. Работая в прочной связке с Томским государственным университетом, Клименко наблюдает неутешительную тенденцию: 90% абитуриентов, поступающих на кафедру дизайна – девушки, предпочитающие промышленному дизайну специальность дизайнера-декоратора. Промдизайн в регионах подобное узкое позиционирование профессии грозит завести в тупик. Осложняет ситуацию и кадровый дефицит на более высокой ступени образования: средний возраст членов профильных высших аттестационных комиссий – 65 лет, и если не будет создан резерв, в ближайшее десятилетие не останется ученых, способных верно оценивать уровень текущих кандидатских и докторских работ. Чтобы оживить атмосферу в сообществе, Сибирский центр промышленного дизайна стал выступать в роли хаба: помимо координирования учебных процессов на кафедре ТГУ, он стал выступать в роли посредника при получении грантов. Это не только расширило круг возможностей молодых дизайнеров, но и способствовало известности центра и увеличению числа успешных кейсов. Новые контакты и контракты стабильно приносит активное участие в «Днях промдизайна в Сколково», что свидетельствует об общероссийской значимости проекта как площадки для популяризации промышленного дизайна, совершенствования продуктов отечественных производителей, поддержки существующих инициатив и поиска бизнес-партнеров.
Кейс-сессия стала показательной не только в отношении коммерциализации инновационных разработок: участникам и модератору удалось продемонстрировать, как происходит обмен опытом между столичными и региональными акселераторами, как растет доверие к независимым студиям со стороны крупных государственных и коммерческих заказчиков и как в разработке дизайнерского решения акцент смещается с формированию глобальной продуктовой эстетики на активное участие в процессах изменения качества жизни. Проект «Дни промдизайна в Сколково» продолжает играть лидирующую роль в развитии связей между сообществом дизайнеров, инженерами и представителями государственных институтов, оказывающих поддержку инновационным разработкам и реформе дизайн-образования.