Памяти великого российского модельера Вячеслава Зайцева

30 апреля 2023 года ушёл из жизни великий российский художник-модельер, дизайнер Вячеслав Зайцев. Лауреат многочисленных государственных премий и наград, народный художник, заслуженный деятель искусств, академик Российской Академии Художеств, Почетный гражданин Иваново и Парижа. Его имя вот уже более полувека ассоциируется с высочайшим профессионализмом в области моды от кутюр, с безупречным вкусом и качеством. Имя российского кутурье знают и в нашей стране и зарубежом.

В память о Великом Мастере редакция designnews.ru подготовила материал демонстрирующий небольшую часть того огромного наследия в искусстве и дизайне, которое оставил нам художник, дизайнер Вячеслав Зайцев.

Вячеслав Зайцев за долго до настоящего времени почувствовал тренд на поиск идентичности в дизайне одежды тогда ещё в Советском Союзе. Сейчас чуть ли не каждый год создаются проекты по поиску российской идентичности и национальной идеи, и на них выделяются государственные средства, а во времена молодости Славы Зайцева его креативные идеи и проекты воспринимались в штыки или попросту не замечались на родине. Дипломная работа Вячеслава Зайцева была посвящена национальному русскому костюму. Дизайнер специально ездил на Русский Север и в древние города, чтобы лучше познакомиться с его историей. Имя модельера прогремело на весь мир после того, как журнал «Paris match» опубликовал о Зайцеве статью «Он диктует моду Москве» с фотографиями работ. Это была коллекция спецодежды для тружениц сельского хозяйства, очень смелую по меркам тех лет, с элементами народного творчества в крое и цветовой гамме. Надо отметить, что на родине кутюрье в СССР она принята не была. Вячеславу Зайцеву на тот момент было 25 лет.

Коллекция, вызвала интерес со стороны западных СМИ. В 1963 году Paris Match стал первым журналом на Западе, в котором Зайцев был назван пионером советской моды.

В середине 60-х Пьер Карден, Марк Боан, работавший тогда на Dior, и Ги Ларош знали Вячеслава Зайцева и восхищались его работами. Пьер Карден сказал о нем, что он «равный среди равных».

«В детстве мама учила меня вышивать, чтобы я не бродил бесцельно по улице. Вечерами с друзьями мы собирали цветы на проспекте Ленина, чтобы нарисовать их и потом воспроизвести эти рисунки в вышивке. Так я познакомился с искусством», — рассказывал дизайнер AFP в 2017 году.

Биография Вячеслава Михайловича Зайцева

Слава Зайцев в детстве

Вячеслав Михайлович Зайцев. Родился 2 марта 1938 года в Иваново.

Советский и российский художник-модельер, живописец и график, педагог, профессор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1991). Народный художник Российской Федерации (2006). Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1996)

Отец – Михаил Яковлевич Зайцев.
Мать – Мария Ивановна Зайцева.

Учился в Ивановской средней школе № 22. В 1956 году окончил Ивановский химико-технологический техникум по специальности художник по ткани.
В 1962 году с отличием окончил Московский текстильный институт (сейчас РГУ им. Косыгина – Российский Государственный Университет имени А.Н. Косыгина). Далее был распределен на Экспериментально-техническую швейную фабрику Мособлсовнархоза в г. Бабушкине и назначен её художественным руководителем. В самом начале своей деятельности он создал коллекцию спецодежды для женщин-работниц области и села, которая была отвергнута методическим советом. Вскоре её опубликовал журнал «Пари Матч» со статьей «Он диктует моду Москве». Спустя три года, в 1965 году автора коллекции, так и не увидевшей свет, по этой статье разыскали Пьер Карден и Марк Боан (Dior). За время, предшествовавшее встрече, Зайцев сумел проявить себя в создании модной женской одежды для торговой сети столицы и области, был приглашен на должность художественного руководителя экспериментально-технического цеха Общесоюзного Дома Моделей одежды на Кузнецком мосту. Ознакомившись с творчеством своего молодого коллеги из СССР, известные парижские кутюрье, в том числе и присутствовавший на встрече Ги Лярош, фактически признали его своим достойным собратом по профессии. Результатом их встречи явилась статья «Короли моды» в газете WWD (Women's Wear Daily – журнал индустрии моды, который иногда называют «библией моды»).

В Общесоюзном доме моделей одежды на Кузнецком мосту Вячеслав Зайцев проработал 30 лет, завершив свою деятельность в качестве заместителя художественного руководителя ОДМО, которым был с 1972 по 1978 год.

Слава Зайцев с эскизами

Результатом его работы в ОДМО явились: демонстрация его знаменитой «Русской серии» (1965-1968), коллекции по русским народным мотивам из ивановских ситцев (1976) и иных предложений в составе сводных коллекций Общесоюзного дома моделей одежды за рубежом (в США, Канаде, Японии. Франции, Югославии, Италии и многих других странах), но эти показы, принципиально важные для творческой деятельности художника, всегда проходили без участия автора.

В 1967 году получил Гран-при за платье под девизом «Россия» на Всемирном фестивале моды в Москве.

С конца 1960-х Зайцев начал восприниматься на Западе как лидер советской моды, его высокий авторитет и признание профессионалов выразился в присвоенном ему в западной прессе имени «Красный Диор», которое подчеркивало органическую связь уникального таланта советского модельера с лучшими традициями мировой моды.

Слава Зайцев со своими моделями

В 1974 году чехословацкий журнал «Кветы» в «Обзоре моды за 100 лет» в галерее портретов выдающихся художников моды мира (Фредерик Ворт, Поль Пуаре, Габриэль Шанель, Кристиан Диор) рядом с именем Диора называет имя Вячеслава Зайцева.

Слава Зайцев, Marie-Louise Carven, Pierre Cardin в Париже(1988)
Слава Зайцев, Marie-Louise Carven, Pierre Cardin в Париже(1988)

Многие его проекты находили поддержку за рубежом. Так, в 1976 году известная чехословацкая фирма «Яблонэкс» приняла его авторскую работу – эскизы бижутерии, связывая их осуществление с украшением его же коллекций. Следствием этого явились персональные выставки Зайцева в Яблонце, Брно и Карловых Варах. Покинув Дом Моделей одежды на Кузнецком мосту, он в скором времени связывает себя с фабрикой № 19 индпошива, на базе которой работает над модным ассортиментом вновь открываемого Дома Моды на проспекте Мира, 21, художественным руководителем которого становится в 1982 году, а в 1988 году на общем собрании коллектива единогласно избирается его директором. Именно здесь с 1982 года и по сей день мастер создает известные далеко за пределами нашей страны авторские коллекции моделей Pret-a-Porter и Haute Couture, постоянно занимаясь поиском стиля своей фирмы, того стиля, что отличает и делает узнаваемыми любые его изделия.

Браслет Маруся от Славы Зацева
Браслет Маруся от Славы Зацева

Наряду с модой серьёзное внимание в своем творчестве он неизменно уделял живописи и рисунку. Станковое искусство модельера не является подсобным средством моды: оно имеет самостоятельную художественную ценность. Высокоэстетическая пластика Вячеслава Зайцева выражает обобщенные философские понятия, ассоциации, а чаще: чувства, настроения, ощущения автора. Материалы, которым он отдает предпочтение - пастель, карандаш, фломастер. Произведения декоративны, звучны по цвету, ставят и успешно разрешают сложные смысловые и формальные задачи. Персональные выставки В. М. Зайцева неоднократно проходили в США (Нью-Йорк, Сан-Франциско, Лос-Анджелес), в Бельгии (Берзель, Кортрек), в Эстонии (Таллин). Пять живописных и графических произведений В. М. Зайцева принадлежат Государственной Третьяковской галерее. Модели из коллекции «Как молоды мы будем» приобретены Музеем истории Москвы.

Обложка журнала Советская Жизнь
Обложка журнала Советская Жизнь. 1966

Много работал над созданием костюмов для кино. Как художник по костюмам принимал участие в создании картин на студиях «Мосфильм» и им. Горького: «Фокусник», «Держись за облака», «Здравствуй, цирк», «Безымянная звезда». В 1988 году выполнил костюмы для солистов одного из бродвейских театров, поставившего мюзикл на музыку Дюка Эллингтона «Софистикейтед лейдиз». Значительную и многолетнюю область творческой деятельности Вячеслава Зайцева составляет театральный костюм, сценография, театральный плакат. В 1981 году для постановки Галиной Волчек чеховского спектакля «Вишнёвый сад» в ГДР (г. Веймар) и в Венгрии (г. Будапешт) он был приглашен в качестве художника по костюмам, к этим же спектаклям он выполнил и театральные плакаты. Для более двух десятков спектаклей столичных театров модельер выполнил сценические костюмы: Театр Сатиры («Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Её превосходительство»), МХАТ («Последние», «Эта странная миссис Сэвидж», «Всё кончено»), Театр имени Вахтангова («Принцесса Турандот», «Мартовские иды», «Ричард III»), Театр имени Моссовета («Сердце Луиджи»), «Современник» («Три сестры», «Вишнёвый сад», «Анфиса», «Лоренцаччо», «Кто боится Вирджинии Вулф?»), «Ромэн» («Здравствуй, Пушкин», «Мы - цыгане»).

Вячеслав Зайцев является создателем уникальных костюмов к авангардному спектаклю «Лесбияночки шума цунами» по пьесе Михаила Волохова. В 2013 году Вячеслав Зайцев создал костюмы к спектаклю Малого театра «Пиковая дама» (режиссёр Андрей Житинкин). Создал костюмы к ряду спектаклей театров других городов, в том числе для Театра балета «Эрмитаж» в Санкт-Петербурге. Долгое время работал над созданием костюмов для звезд эстрады и чемпионов фигурного катания, «одевает» членов советской спортивной делегации на Олимпиаде-80 и создает новую униформу для советской милиции. С 1989 года создал множество костюмов для группы На-На, с руководителем группы, Бари Алибасовым сотрудничал многие годы, ещё с 1970-х, создал коллекцию костюмов для его рок-группы «Интеграл». Также создавал сценические костюмы для Муслима Магомаева, Иосифа Кобзона, Тамары Синявской, Эдиты Пьехи, Александры Стрельченко, Людмилы Зыкиной, Аллы Пугачёвой, Филиппа Киркорова, Юлиана, ансамблей «Гайя», «Машина времени» и др.

С 1976 года – доцент кафедры моделирования одежды факультета прикладного искусства Московского технологического института (Московского государственного университета сервиса).
В 1992-1996 годах – профессор кафедры моделирования одежды факультета прикладного искусства Московского технологического института (Московского государственного университета сервиса). Написал книги «Такая изменчивая мода» и «Этот многоликий мир моды». Обе вышли в 1980 году, а в 1983-м были переизданы в Болгарии и Чехословакии. В 1993-м стал создателем и главой жюри ежегодного конкурса «Текстильный салон» (Иваново). Выступил инициатором и попечителем конкурса «Талант» (Иваново). В 1994 году создал и возглавил жюри ежегодных конкурсов: профессиональных модельеров им. Надежды Ламановой (Москва), детских театров моды «Золотая игла» (Москва) и молодых модельеров и художников костюма «Экзерсис». В 1995-м был художественным руководителем и председателем жюри ежегодного конкурса «Бархатные сезоны в Сочи». С 30 июля 2007 по 20 ноября 2009 года вёл телевизионную передачу «Модный приговор» на «Первом канале».

С 2009 года – председатель жюри международного фестиваля моды «Губернский стиль». Вячеслав Зайцев – почётный гражданин Парижа и своего родного Иваново.

Сын Егор пошел по стопам отца, стал дизайнером одежды. Он подарил Зайцеву внучку Марусю, она также модельер и при этом еще и модель. Вячеслав Зайцев пророчит своей внучке светлое будущее и место хозяйки его модного дома. В первый раз Маруся Зайцева заявила о себе в моде в 2011 году на MERCEDES-BENZ Fashion Week Russia, когда в составе бренда «Лаборатория 13» (выпускники «Лаборатории моды Вячеслава Зайцева»), показала часть своей дебютной коллекции «Гадкие лебеди».

Показ моделей Славы Зайцева. 2017
Показ моделей Славы Зайцева. 2017

Показ моделей Славы Зайцева. 2017
Показ моделей Славы Зайцева. 2017

Ещё больше публикаций о дизайне, интересных международных конкурсах:
Подписывайтесь на наш новый канал в Telegram
новый профиль в Instagram
новый профиль в VK
на нашу страницу в FB
на наш новый канал в Дзене

Реклама
Новости дизайна

Все новости

В тренде 🔥
Реклама