Владимир Шипилов: «Продукт — это результат эволюции, а показатель успеха – мотивированный коллектив»

  • Новости дизайна
  • 28.06.2019
  • 3395 просмотров

29 июня 2019 года дизайн-директор тульского завода «Октава» представит на проекте «Дни промдизайна в Сколково» новый формат: выставку и питч-сессию «Истории успеха», посвященные анализу дизайнерских решений наиболее ярких и заметных резидентов российской долины инноваций. О том, как из наблюдения за проектом рождаются новые идеи, как интегрировать советский опыт в современное производство и чем схожи стратегии стартапов и крупнейших мировых инновационных компаний, с Владимиром Шипиловым побеседовал портал DesignNews.

Тульский завод «Октава»

Тульский завод «Октава»

Тульский завод «Октава»

1. Владимир, начнем с вашего бэкграунда. Тульский завод «Октава», основанный почти 100 лет назад и выпускавший уникальное оборудование, которым пользовались истинные мировые знаменитости – от Юрия Гагарина до Мэрилина Мэнсона – в постсоветские годы, как и многие другие производства, пропал из поля зрения общественности. Вам и команде удалось в кратчайшие сроки превратить территорию в творческий и индустриальный кластер, ставший одним из главных региональных центров притяжения. «Октава» снова стала брендом, а на публичные программы съезжается даже избалованная столичная публика. Девиз «Make Oktava great again» воплотился в жизнь – благодаря чему?

Нужно отметить, что к преображению территории кластера «Октава» я имел только косвенное отношение. Создание нового культурного центра города — это работа большого коллектива. Госкорпорация Ростех разработала проект и привлекла частного инвестора Михаила Шелкова. Руководитель проекта по созданию кластера, директор по особым поручениям Госкорпорации Ростех Василий Бровко совместно с губернатором Тульской области Алексеем Дюминым представили проект президенту РФ Владимиру Путину и получили его одобрение. При этом было принято решение не только создать на свободных площадях кластер, но и модернизировать завод. Авторы архитектурной концепции кластера —  бюро Orchestra (Екатерина Гольдберг, Эдуард Моро и Арсений Бродач) — не перечеркнули прошлое завода, а отразили новый этап его жизни. В команду кластера входят Ольга Пивень, заместитель директора по особым поручениям Госкорпорации Ростех, руководитель креативной рабочей группы кластера и член совета директоров завода «Октава», Дария Женихова, генеральный директор компании «Культура потребления» и Алиса Прудникова, комиссар Уральской индустриальной биеннале. К разработке концепции было привлечено активное сообщество горожан.

В настоящий момент я отвечаю за изменения в производственном секторе на том самом легендарном заводе «Октава». Могу сказать, что всеми изменениями мы  обязаны стремлению людей на всех уровнях принятия решений возродить предприятие. А основой политики изменений является платформенное развитие экосистемы. В рамках завода это выход на новые рынки, освоение новых продуктовых ниш, современный подход к проектированию, освоение новых технологий и внедрение актуальных производственных, дизайн и маркетинговых практик.

Тульский завод «Октава»

Тульский завод «Октава»

Тульский завод «Октава»

Тульский завод «Октава»

Тульский завод «Октава»

2. Может ли история возрождения советского завода послужить примером современным стартаперам? Какие показатели успеха остаются неизменными?

Я бы не стал спешить с выводами. Процесс возрождения еще идет, но уже сейчас понятно, что целенаправленное действие команды и фокусировка дают значимый результат. Например, второй год подряд завод «Октава» демонстрирует на крупнейших международных специализированных выставках новые разработки в области электроакустики. В 2018 году это был премиальный ламповый микрофон МКЛ-112, в 2019 — вокальный конденсаторный микрофон МК-119, созданный на основе широкомембранного капсюля популярной студийной модели МК-319 Устройство обеспечивает максимально достоверное и прозрачное воспроизведение звука. В 2018 году выпущены ламповый микрофон премиум сегмента МКЛ-112, конденсаторные МК-115 (для дикторов) и МК-117 (для профессиональной студийной записи вокала). По дизайну новая линейка «Октавы» продолжает «бутылочную» серию, ставшую известной благодаря ламповому микрофону МКЛ-5000.

Хотелось бы отметить, что мы решаем сложную, нетривиальную задачу, в центре которой глубинные изменения в культуре предприятия, в то время как стартапы могут эту культуру заложить в основу компании и решают прикладные задачи. Но именно на культуру компании мне и хотелось бы обратить внимание. Это фундамент будущего, поэтому я советую посвятить большую часть времени этому аспекту при стратегическом планировании. А если говорить о показателях успеха, то, на мой взгляд, они неизменны — высокий спрос на рынке, возможность поддержания высокого качества продукции, постоянная модернизация и, несомненно, мотивированный коллектив.

3. В этом году в рамках проекта «Дни промдизайна в Сколково» Вы представляете новый формат: питч-сессию и выставку «Истории успеха», на которых будут демонстрироваться и обсуждаться уникальные разработки пяти лидирующих компаний-резидентов долины инноваций в области транспорта, электроники и медицины. Как родилась эта идея?

Как это обычно бывает, идея собрать «истории успеха» родилась при посещении предыдущих мероприятий в Сколково. Как дизайнер я всегда анализирую среду, стараюсь найти скрытые потребности всех участников процесса. С одной стороны, я знал стартапы, которые проходят сложный путь создания хардверного продукта, с другой стороны, я видел бывших студентов, в том числе и собственных, которые прошли путь от учебных работ до партнерства в больших «нашумевших» проектах, а также молодых, только начинающих свой путь дизайнеров. Я ощутил, что «Дням промдизайна в Сколково» не хватает реальных историй от живых людей, которые уже сейчас делают успешные проекты внутри фонда, рассказанных с точки зрения промышленного дизайна. Мне показалось интересным с помощью такой сессии и выставки, на примере очень разных, но в то же время схожих проектов показать различные пути достижения успеха с помощью дизайна и осветить механизмы обоюдовыгодного сотрудничества между бизнесом и дизайн-сообществом.

4. Доводилось ли Вам раньше принимать участие в проекте «Дни промдизайна в Сколково», наблюдать за тем, как компании вступают во взаимодействие с молодыми дизайнерами на хакатоне? Если сделать ставку на сотрудничество с молодежью, окажет ли это влияние на популярность будущего продукта?

Да, я всегда следил и старался по возможности посещать «Дни промдизайна в Сколково». В одном из хакатонов мне самому удалось побывать в роли участника, в других участвовали мои студенты и студенты моих коллег из МГТУ им. Баумана и Британской высшей школы дизайна, а также других дизайн-ВУЗов. На мой взгляд, хакатон – прекрасный инструмент, который позволяет молодым дизайнерам испытать свои силы в работе над реальным проектом, в условиях ограниченности ресурсов и времени, а бизнесу – получить свежие визуальные идеи. Но зачастую ни одни, ни другие не готовы к дальнейшему взаимодействию, так как у обеих групп существуют непреодолимые различия в ожиданиях относительно друг друга. Бизнес хочет получить готовое решение, отвечающее его требованиям, а студенты еще не способны полноценно решать задачи бизнеса, пребывая в некотором романтизме. Я считаю, что ставка на молодежь – это абсолютно правильный путь, хотя он и требует терпения и времени, который в дальнейшем окупится сполна. А смелые и не затертые решения, без привязки к ограничениям, могут дать новый взгляд на решаемую проблему.

5. Немного о кейсах, которые будут представлены среди «историй успеха». Почему именно мультпроектор, летающий мотоцикл и персональная электростанция нашли дорогу к своему клиенту, что это говорит о сегодняшнем потребителе?

Мир переполнен идеями. Продукты, которыми мы пользуемся, стали привычны и изменения требуются не только во внешнем облике, но и в сути вещей. Потребитель жаждет нового опыта, он хочет быть первооткрывателем, приобщиться к совершенно новому миру. Перечисленные вами проекты прекрасно демонстрируют эту тенденцию. Каждый из них говорит о новых трендах, формах восприятия и ощущений, они все звучат в унисон с духом времени, раздвигая границы и  двигаясь стремительно в будущее.

6. Насколько хорошо разбирается в промышленном дизайне заказчик – и насколько высоко должен его ценить? Были ли в истории резидентов или среди проектов «Октавы» решения, способные погубить продукт?

На мой взгляд, предприниматель, планирующий заниматься или занимающийся проектированием либо производством физического продукта, должен не столько разбираться в промышленном дизайне, сколько понимать его значимость и стараться внедрить его в «ткань» своего проектного и производственного процесса на самых ранних стадиях. Иначе он на порядок сокращает шансы продукта на успех. Но базовыми представлениями, несомненно, должен обладать каждый.

Создание продукта связано с большим количеством сложных технологических и стратегических рисков. В своей песне «Решения» Андрей Лысиков (aka Дельфин) заявляет: «…не бывает больших и маленьких решений, здесь есть лишь решения, которые мы принимаем…», так как любое решение может как сделать продукт успешным, так и погубить его. Поэтому каждый проект, в том числе и проекты «Октавы», проходит через стадию принятия решений, и благодаря им и через их призму мы достигаем успеха.

7. В 2017 году, после того, как «Октава» перешла в прямое управление «Ростеха», на базе традиционной советской дизайн-структуры – особого конструкторского бюро – был создан продуктовый комитет, отвечающий за единый цикл разработки продукта. Удается ли Вам интегрировать в современный производственный процесс опыт «классических» инженеров-проектировщиков и художников-конструкторов?

Конечно, классический советский опыт никуда не делся. Как говорится, «все новое – хорошо забытое старое». Мы не ставим перед собой задачу использовать только  новые методы, а стараемся интегрировать различные техники и методологии для достижения результатов.

8. В «Гиперкубе» Сколково Вы будете выступать на одной площадке с легендой советского промдизайна Владимиром Рунге. Схож ли процесс преобразования дизайн-службы «Октавы» с преобразованием ЦКБ Красногорского механического завода, которым многие годы руководил Рунге и который не так давно также вошел в состав крупного промышленного холдинга?

Для меня большая честь стоять рядом с такими людьми, как Владимир Фёдорович. Их вклад в советскую и российскую индустрию неоценим. Мне также посчастливилось учиться  и перенять опыт у сотрудников легендарного ВНИИТЭ, поэтому я очень трепетно отношусь к нашей советско-российской школе проектирования, но, должен признаться, что с детальной историей преобразования ЦКБ КМЗ, я не знаком. Надеюсь, что мне  удастся устранить этот пробел на 29 июня на «днях промдизайна». Что касается преобразований, то на примере процесса проектирования продукта мы наглядно видим, что любой процесс зависит от поставленных целей, очень схож по сути, но всегда имеет разные методы достижения. Надеюсь, что мои цели и методы также точны и эффективны, как у моего легендарного тезки.

9. Отличается ли подход к дизайну продукта у небольшой фирмы и крупного концерна? Кто больше вкладывается в «начинку», а кто – в «упаковку»? В каком направлении движется сейчас дизайн отечественной инновационной продукции?

Как я отметил ранее, все зависит от поставленных целей и выбранных методов для их достижения. Если мы посмотрим на подходы проектирования, применяемые в больших инновационных корпорациях таких как Google, то они могут не отличаться от небольшого стартапа. Такие компании делают инвестиции в небольшие творческие коллективы внутри компании, тем самым получая саморегулирующиеся «внутренние стартапы», или поглощают внешние. К этому стоит стремиться в быстро развивающемся мире, но в большинстве случаев отличие заключается в том, что концерн может позволить себе потратить больше ресурсов на научную работу, обеспечить лучшие условия выхода на рынок, в то время как небольшая фирма обладает гибкостью в принятии решений и методах достижения целей.

Если говорить об «упаковке» и «начинке», то все сводится к старой поговорке про «курицу и яйцо». Применительно к продукту ее можно перефразировать так: «Что должно появиться раньше — «упаковка» или «начинка»? Как и в случае с курицей и яйцом, ответ прост: продукт — это результат эволюции. Он невозможен без наличия обеих составляющих. Решение, что появится раньше, зависит от выбранной стратегии. Не так важен размер фирмы, сколько ее финансовые возможности и текущая стадия разработки. Если компания небольшая,  возможно, в начальной стадии разработки следует сконцентрироваться на упаковке. Но, в первую очередь, проверить гипотезу о работоспособности продукта. Это позволит создать запас времени на доработку, получить обратную связь от потребителей и завоевать лояльность со стороны возможных инвесторов.

Тульский завод «Октава»

Подводя итог и рассуждая о векторе движения отечественного дизайна в области инноваций, могу сказать лишь то, что он только зарождается, ищет ориентиры, ощупывая пространство, мультиплицируется и ветвится в разные стороны, заполняя «темную комнату» будущих возможностей. Полагаю, благодаря стараниям дизайн-сообщества, бизнеса и государства, в скором будущем мы найдем свой уникальный и яркий путь.   

Реклама
Новости дизайна

Все новости

В тренде 🔥
Реклама