Шрифт как бизнес: сколько стоит сделать шрифт

  • Новости дизайна
  • 12.10.2019
  • 275 просмотров

Валерий Голыженков, партнёр в студии Letterhead

Есть два разных производства: с одной стороны, шрифт, который мы делаем просто потому, что мы его делаем, у нас просто тяга к шрифтоделанию. С другой — когда шрифт нам заказывают, и в этом случае у нас есть задача сделать его в определённый срок, есть запрос, которому мы должны соответствовать. В первом случае срок регламентируется только нашим желанием: сколько мы хотим на это потратить времени и сил, сколько мы готовы вложить труда до финального результата.

Когда делаешь шрифт для себя, решаешь какую-то творческую задачу, то очень сложно говорить о ней в категориях окупаемости, здесь трудно предсказать успех: публике может понравиться, а может оставить её равнодушной. Некоторые шрифты имеют долгую историю вхождения, когда публика их распробует только через несколько лет.

Другое дело, что существует, условно говоря, коммерческое шрифтостроение, где есть маркетинг, изучение рынка, изучение спроса, изучение трендов и ориентировка дизайнеров на то или иное направление. Например, очень удачно продаётся гельветика. Почему бы нам не обновить гельветику и не получить на этом интересе к шрифту такого типа свою долю внимания и денег? Поэтому возникают гельветика новая, гельветика суперобновлённая и любые шрифты, которые просто похожи на гельветику своим рисунком. Это коммерческий расчёт, там люди реально хотят получить денег, и они рассчитывают их получить.

Сейчас всё идёт к тому, что любой шрифт, выполненный на заказ, будет гораздо выгоднее шрифта, распространяемого по свободной лицензии. Шрифт, который делается на заказ, будет решать именно задачи заказчика, он знает, для чего он оплачивает работу. Здесь опасность только в том, что в ходе реализации может возникнуть непреодолимое недопонимание между теми, кто делает шрифт, и теми, кто заказывает.

Илья Рудерман, type.today, CSTM Fonts

Это зависит от шрифта. Есть шрифты с историей — скажем, Arial, который появился больше тридцати лет назад, на заре компьютерной революции. То, что для конечного пользователя даже тогда, с первыми компьютерами, поставлялось как бесплатный шрифт, не было бесплатным для разработчиков — просто пользователи платили за шрифт, покупая другие продукты корпорации.

Точно сказать, сколько стоил Arial, конечно, нельзя, но можно поспекулировать и предположить, что над ним работал не один дизайнер, а целая команда. Скорее всего, команда была оснащена техническими специалистами. И даже подозревая, что дизайнеры делали шрифт не с нуля, а модифицировали уже известный, были потрачены тысячи компьютеро-часов.

Мы с Юрой Остроменцким, когда разрабатывали шрифт Kazimir, примерно посчитали, сколько времени было потрачено на одно семейство. Две тысячи совокупных компьютеро-часов — наших и программистов. Если разделить на 40-часовую рабочую неделю, получается год работы трёх высокооплачиваемых специалистов. В американских зарплатах это в районе 300 тысяч долларов. Думаю, что Arial — а там больше начертаний, он гораздо более вариативный — по разработке стоил под миллион. А может быть, и намного больше — просто вложения были размазаны по времени. Arial ведь не сразу возник такой, в него продолжали и продолжали инвестировать. Например, в начале 1990-х появился формат OpenType, в этот шрифт снова требовалось вложить деньги.

Доработка шрифта, появление новых языковых версий тоже стоит денег, и конечные затраты сильно зависят от самого языка. Type.today постепенно выходит на территорию грузинских и армянских алфавитов — и мы понимаем, что тратим на них больше времени, чем на кириллицу, например.

CSTM 02 Xprmntl поддерживает грузинскую письменность

Сергей Бобрышев, коммерческий директор Paratype

Когда вы задаёте такой вопрос, у меня сразу есть ответный: а какой это шрифт? Какой кодировки хотя бы, чтобы определиться со знаковым составом?

Корректнее здесь говорить не столько о шрифте, сколько о шрифтовом символе. Себестоимость символа — от 10 до 18 долларов. Это именно себестоимость, а не цена. В неё входят работа дизайнера, программиста, накладные расходы — у любой организации есть вспомогательные службы типа бухгалтерии, SMM и так далее.

Конечная величина зависит от сложности дизайна. Шрифтовые символы можно нарисовать «на коленке» за пятьдесят пять минут, грубо говоря, а можно годами их пестовать и каждый знак выверять. Естественно, себестоимость во втором случае будет выше.

Часть кодовой таблицы шрифта Circe Slab

Петер Билак, Typotheque

Бывают шрифты, на которые нужно потратить значительно больше времени — эти дополнительные трудозатраты в конечном счете отражаются на цене. Но у большинства шрифтов на Typotheque стандартная цена — 72 евро за базовую десктопную лицензию. В эту стоимость входит одно начертание в одной системе письменности (а лицензии, например, с латиницей и кириллицей, стоят 96 евро) с одним и тем же набором знаков.

Мы установили эти цены при основании магазина в 1999 году и держим их уже двадцать лет. Учитывая, насколько с тех пор подорожало все остальное, думаю, у нас вполне выгодное предложение.

Кодовая таблица одного начертания Parmigiano — этот шрифт Typotheque продается и на type.today.

Кристиан Шварц, Commercial Type

Не думаю, что мы когда-нибудь прекращали работать над шрифтом из-за того, что потратили слишком много времени на его производство. Ценность шрифта далеко не всегда измеряется объемом продаж — дизайнеры одежды тоже часто едва покрывают расходы на коллекции от кутюр, но они необходимы, чтобы продвигать ароматы и одежду для масс-маркета. А мы выпускаем семейства вроде Dala Prisma и Marian — вложения по времени или стоимости производства они отбивают нескоро, зато помогают понять, в чём суть Commercial Type. А уже это должно улучшить продажи других, более утилитарных шрифтов.

Кроме того такие шрифты как Dala Prisma и Marian сильно упрощают жизнь графического дизайнера — с ними гораздо легче сделать интересный и необычный макет. Поэтому они стоят чуть дороже, чем, например, рабочая лошадка Graphik.

Dala Prisma — часть коллекции Dala Floda, часть которой продается и на type.today

Гаянэ Багдасарян, Brownfox

Разработка шрифта — очень долгий, трудоёмкий и творчески напряжённый процесс. Мы не подсчитываем затраченные усилия в человеко-часах, это невозможно. В ситуации, когда в шрифтовом дизайне, кажется, уже сделано почти всё возможное, огромное количество творческих ресурсов затрачивается на поиск идеи, и эту работу сложно спрогнозировать по времени или оценить в человеко-часах. Свежая и яркая идея — наше творческое кредо, мы никогда не выпустим «окейный» шрифт, мы выбросим его в корзину. Мы ищем до тех пор, пока не найдём. Когда идея найдена и мы готовы её развивать, ситуация упрощается — уже примерно понятно, когда закончится работа, сколько нужно потратить времени и приложить усилий. Это тоже долгий и трудоёмкий процесс, но уже более предсказуемый. Но пока идея не родилась, размер затраченных усилий спрогнозировать невозможно, потому что это творчество, а в творчестве всегда есть элемент чуда и внезапного озарения.

Сколько стоит эксклюзивный шрифт для заказчика, сказать гораздо проще, потому что у нас уже есть опыт продаж и вполне адекватное коммерческое чутье. Допустим, заказчик описывает шрифт, который хочет получить в эксклюзивное использование. Я примерно подсчитываю, сколько бы мы выручили денег, если бы выпустили такой шрифт в тираж, и от этой цифры отталкиваюсь. Конечно, гонорар за разработку будет существенно ниже, но точка отсчёта именно такая: сколько бы мы заработали на продаже неисключительных лицензий.

Источник: https://type.today/ru

Добавить комментарий

Поля отмеченные звездочкой* обязательны для заполнения

Новости дизайна

Все новости

Метки